Прорва / Prorva (1992)

Прорва / Prorva (1992): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Московский парад» / «Moscow Parade» (международное англоязычное название).

Россия, Франция, ФРГ.

Продолжительность 108 минут.

Режиссёр Иван Дыховичный.

Авторы сценария Иван Дыховичный.

Композитор Юрий Буцко.

Оператор Вадим Юсов.

Жанр: драма, исторический фильм

Краткое содержание
Саша (Александр Феклистов), несущий службу в Народном комиссариате внутренних дел СССР, делает вид, что ничего не знает ни о том, что жена Анна (Уте Лемпер, озв. Елена Майорова) подверглась изнасилованию, ни о её романе с носильщиком Гошей (Евгений Сидихин). Молодой писатель по имени Ваня (Дмитрий Дыховичный) готовится к неприятностям после того, как его рукопись сочли идеологически вредной. Адвокат (Владимир Симонов) защищает женщину (Екатерина Рыжикова), обвиняемую в убийстве нескольких мужчин. Василий Алексеевич (Алексей Кортнев), ещё один сотрудник НКВД, ухаживает за балериной Надеждой (Наталия Коляканова). Судьбы этих и многих других людей пересекаются неожиданным образом.

Также в ролях: Сергей Маковецкий (друг писателя), Алёна Антонова (заместительница комиссара по культуре), Пётр Зайченко (адъютант командующего), Александр Балуев (литератор Георгий), Юрий Одиноков (партийный чиновник Владимир), Игорь Угольников (сотрудник НКВД), Андрей Николаев (сотрудник НКВД).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 16.11.2017

Авторская оценка 1/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Прорва / Prorva (1992): кадр из фильма
Радуются, наивные…

Обращаясь к условному профессору, водрузившему на нос очки-велосипед, Владимир Маяковский обещал лично рассказать о времени и о себе. Большинство режиссёров, получивших на излёте «перестройки» и в дальнейшем, в первые постсоветские годы, неслыханную ранее творческую свободу, были бы рады подписаться под этими словами. Проблема лишь в том, что, за редчайшими исключениями, их потуги поведать о настоящем или, Боже упаси, о событиях сравнительно недавнего прошлого оборачивались жалким самовыражением пополам с самолюбованием. То есть говорили кинематографисты о собственных персонах, порой даже не отдавая себе в том отчёта… Вот и Иван Дыховичный вкладывает глубокомысленную тираду в уста тёзки-писателя, ищущего для характеристики того, что происходит в России (что втягивает, уничтожает, калечит и проч.), такой синоним слова «прорва», который бы был понятен при переводе на любой другой язык. Знаменательное обстоятельство! Зарубежных (в данном случае – французских и немецких) продюсеров, щедро выделявших деньги на то, чтобы русские каялись и порочили родную историю, понять как раз несложно. Как не воспользоваться таким удачным энтузиазмом туземных деятелей искусств?

Прорва / Prorva (1992): кадр из фильма
Романтичная натура

Если отбросить утомительную мишуру, всю эту вязь запутанных отношений, в которую занудливо погружают нас авторы, пафос кинопроизведения прост до примитивности: всех расстреляли. Одели в белые рубашки, выстроили шеренгой – и отправили на тот свет цвет нации без разбору. Ну, и по мелочи: подающий надежды мастер словесности в итоге выбросился из окна, маньячка, захомутав наивного адвоката, вышла на волю и взялась снова убивать налево и направо, высокопоставленный насильник продолжил насильничать. Никакого просвета! Уже даже неважно: коммунисты, не коммунисты, сотрудники НКВД1, юристы, служители муз, рядовые граждане – репрессии по всем, мол, прошлись тяжёлым катком. Никого не миновала (и не минует) участь очутиться в неосязаемой бездне, пропасти, прорве. 60, нет, 100, да чего там – 120 миллионов умученных советской властью… Апофеозом становится коллективный портрет с участием нацистских офицеров, приглашённых в свете намечавшегося стратегического сотрудничества (намёк на пакт Молотова-Риббентропа?). И всё это весело (точнее, с потугами на весёлость), изящно (с потугами на изящество), с необоснованными претензиями на высокий художественный уровень. Какой там постмодернизм? Какой переосмысленный изнутри соцреализм? Прорва – в любых отношениях негодный символ для суровых предвоенных времён, о которых такие господа (из бывших товарищей), как Дыховичный составили представление на основе глупейших анекдотов про маршала Будённого. Но символ, очень подходящий для выражения сути совсем другой эпохи, вошедшей в историю под наименованием «лихие 90-е». Впрочем, об этом авторам тогда задумываться было не с руки: свои фантазии интереснее.

.

__________
1 – В образе Василия легко узнать Алексея Кортнева, лидера группы «Несчастный случай», не упустившего шанс продемонстрировать вокальный талант.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Алёна Антонова, русская актриса в Париже // Видео-Асс Премьер. – 1993, № 14. – С. 26-27.
Кичин Валерий. Праздник меньшинств // Видео-Асс Премьер. – 1994, № 20. – С. 7-9.
Даньелу Лоран. Москва фильмам не верит // Экран. – 1993, № 01. – С. 8-9.
Дыховичный Иван. «Прорва» // Экран. – 1992, № 10. – С. 12-15.
Иван Дыховичный. Полёт без возврата // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 31. – С. 37-38.

Материалы о фильме (только тексты)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+