Увлеченья / Uvlecheniya (1994)

Увлеченья / Uvlecheniya (1994): постер

Полнометражный фильм (премия «Ника»).

Другие названия: «Увлечения» / «Petty Passions» / «Passions» / «Enthusiasms» (международные англоязычные названия).

Россия.

Продолжительность 111 минут.

Режиссёр Кира Муратова (премия «Ника»).

Автор сценария Кира Муратова при участии Евгения Голубенко по мотивам повестей Бориса Дедюхина, автор монологов медсестры Рената Литвинова.

Звучит музыка Людвига ван Бетховена.

Оператор Геннадий Карюк.

На премии «Ника» номинировались: Игорь Калёнов (продюсер), Галина Антипина (художник по костюмам)

Жанр: драма

Краткое содержание
Цирковая артистка Виолетта (Светлана Коленда) надеется найти на ипподроме партнёра для своего нового номера. Медсестра Лилия (Рената Литвинова), познакомившаяся в больнице с жокеем Сашей Милашевским (Алексей Шевченков), получившим травму, упав с лошади, с любопытством погружается в мир скачек. Мир, овеянный романтикой и остающийся для большинства обывателей загадкой.

Также в ролях: Михаил Демидов (Касьянов), Геннадий Ткаченко-Папиж (Амиров), Виктор Павлов (фотограф), Сергей Попов (Иван Иванович), Вадим Рыбакин, Николай Шатохин, Евгений Рахманин, Екатерина Лобанова, Виолетта Игнатова-Дельвари, Ким-Ен-Дин.

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 08.05.2018

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Увлеченья / Uvlecheniya (1994): кадр из фильма
Медсестра Лилия

Всякий, кто откроет для себя творчество Киры Муратовой ретроспективно, наверняка удивится тому обстоятельству, что эта женщина-режиссёр, снявшая один из самых мрачных фильмов «перестройки» – «Астенический синдром» /1990/, вскоре после распада СССР одарила гораздо более радостными по интонации лентами. Невольно напрашивается вопрос: что же послужило причиной столь радикальной смены настроения – куда подевались мизантропия и неизбывный, прямо-таки экзистенциальный пессимизм? Причём если с пафосом «Чувствительного милиционера» /1992/, пронизанного удивительной, не выразимой словами верой в витальное начало, сохраняющееся в народе, невзирая на беды и невзгоды, было трудно не согласиться, то «Увлеченья» – в лучшем случае вызывали недоумение. А в худшем – воспринимались (подобно другому детищу продюсера Игоря Калёнова, «Два капитана 2» /1993/) циничной, притом крайне несвоевременной, издёвкой над всем и вся. Грубо говоря, пока население перебивалось с хлеба на воду, полным ходом шла «прихватизация» государственной собственности (правда, пресловутые залоговые аукционы состоятся позже), пышным цветом цвёл криминал, кинематографиста вдруг заинтересовали светлые стороны жизни. Парадокс? Или же имел место идеологический заказ на новый лад? На крамольную мысль наталкивает помещённая в заключительные титры благодарность (наряду с руководством Пятигорского ипподрома) меценату Евгению Полынчуку…

Увлеченья / Uvlecheniya (1994): кадр из фильма
Артистка Виолетта на курорте

Если б не социально-исторический контекст, экранные события воспринимались бы, что и говорить, по-иному – и Кира Георгиевна заслужила бы немало лестных слов. Можно было б с чистой совестью утверждать, что она куда глубже постигла философию профессионалов конного спорта1, чем создатели «Фар Лэпа: Пути к победе» /1983/ или, допустим, тонкой, наблюдательной комедии «Скачи во весь опор!» /1989/. Привычная для режиссёра эстетика, способная сбить с толку неподготовленного зрителя, на удивление замечательно передаёт специфику бытования тех, кто обретается в этом замкнутом, самодостаточном мирке. Едва прочерченная фабула, обилие как бы самостоятельных, в том числе ведущих себя странно и непредсказуемо, персонажей, звучащие вперебивку, часто повторяемые фразы (возвышенные тирады перемежаются пустопорожними репликами) – из этого хаоса постепенно произрастает особый, удивительный порядок. И мы с изумлением знакомимся с замечательными индивидуумами, всецело поглощёнными любимым делом – ни секунды не сомневающимися, в чём смысл их жизни, и могущими сутками напролёт обсуждать тонкости своего ремесла. Речь не только о банальной жажде успеха, славы, денег или даже – о стремлении пересилить себя, прыгнуть выше головы, достичь невозможного. Само общение людей с умными, красивыми, выносливыми животными, перед которыми человечество находится в неоплатном долгу, облагораживает душу, настраивает на возвышенный лад. Спонтанное вмешательство действующих лиц из других областей придаёт действию многомерность, объёмность. Медсестра-блондинка Лилия с готовностью рассказывает о собственной работе, брюнетка Виолетта доказывает, что и в цирке ничуть не менее интересно, фотограф поражает воображение прохожих коллажами, уверяя, что запечатлел настоящих кентавров в заповеднике Аскания-Нова (и обещает предъявить негативы)… Между прочим, нельзя не выразить сожаления по поводу того, что не сложилась дальнейшая карьера и быстро оборвалась жизнь Светланы Коленды, раскрывшейся ничуть не менее талантливой актрисой, чем Рената Литвинова.

Увлеченья / Uvlecheniya (1994): кадр из фильма
Брюнетка и брондинка

Так что же, «Увлеченья» – образец кинематографического эскапизма? Попытка скрыться от грубой реальности там, где ещё уцелели идеалы и сохранились чистые, исполненные энтузиазма натуры? Подобный вывод вроде бы подтверждает эпизод в цирке, где девушка, пообщавшись с жокеями, принимается спорить с матерью, дрессирующей любимых кошечек и собачек. Забавная, ироничная зарисовка звучит своего рода антитезой одному из самых пронзительных и трагичных фрагментов «Астенического синдрома» – сцене на живодёрне. А уж введение музыки Людвига ван Бетховена, особенно – отрывка четвёртой части 9-й симфонии на слова шиллеровской оды «К радости», должно развеять последние сомнения. Всё это было бы так, если б не одна маленькая, но поразительно ёмкая деталь – время от времени, безо всякого логического обоснования со стороны режиссёра окрестности оглашают звуки беспорядочной пальбы, на которые совершенно не обращают внимания ни прилёгшая поспать Лилия, ни кто-либо ещё. Учебные стрельбы на полигоне? Может, и так – но тут сразу вспоминаешь, что Пятигорск находится не так уж далеко от тех мест, что с развалом Советского Союза погрузились в пучину гражданской войны. И тогда экранные события предстают в новом свете, по ассоциации вызывая в памяти небезызвестную сатирическую песню Владимира Высоцкого (кстати, написанную в 1968-м, вскоре после съёмок у Муратовой) с обескураживающим рефреном: «…А в это время Бонапарт // Переходил границу».

.

__________
1 – Литературной основой послужили произведения Бориса Дедюхина (в первую очередь, вероятно, «Слава на двоих» и «Тяжёлый круг»).

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Басина Наталья. Элитарность разных степеней свежести // Видео-Асс PREMIERE. – 1994, № 22 (осень). – С. 26-27.
Алексеев Илья. «Окно в Европу» в поисках жанра // Видео-Асс PREMIERE. – 1994, № 24. – С. 90-91.
Черняев Пётр. Чуть помедленнее, кони!.. // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 25. – С. 2-3.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2 3 4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+