Джуниор / Junior (1994)

Ткаченко Андрей. Джуниор: каприз мастера? // Видео-Асс Premiere. – 1995, № 29. – С. 18-21.

ДЖУНИОР: КАПРИЗ МАСТЕРА?

Все знают Арнольда Шварценеггера — одного из самых суперменистых киносуперменов. Но случилось удивительное. Всесокрушающий «коммандос» – забеременел!

Услышав однажды в разговоре о беременном Шварценеггере, я решил, что это либо шутка, либо метафора. Но посмотрев «Джуниора», понял: он действительно сделал это. И сделал убедительно. Один из самых крутых, могучих и мужчинистых актеров Голливуда (впрочем, даже мира) неожиданно «бабой стал».

Пересказывать кино, особенно комедию – вообще-то дело гиблое, но тут вся штука в сюжете. Крупный, сильный д-р Алекс Хессе (Арнольд Шварценеггер) и его маленький толстенький коллега д-р Ларри Арбогаст (Дэнни Де Вито) занимаются исследованиями в области сохранения плода у женщин, предрасположенных к выкидышу. (Ларри к тому же еще и практикующий акушер.) Они создали лекарство «экспектан» и получили положительный результат его применения на обезьянах. Следует доклад на Комиссии по лекарствам с выводом о необходимости клинических исследований. Но комиссия не находит средств, и д-р Гейнс Минц (Фрэнк Ланджела) – безнравственный начальник лаборатории, в которой работают напарники, – закрывает их исследования и на место Алекса приглашает д-ра Дайану Реддин (Эмма Томпсон), занимающуюся криогеникой – сохранением генетического материала при низких температурах.

Расстроенный Хессе собирается в Европу, а Ларри, вопия о великих примерах подвижников науки и намекая на место в Пантеоне, убеждает его поставить несанкционированный опыт на себе. Тем более, что уже договорился с некой фирмой о финансировании в случае положительного результата. Алекс – сами понимаете – соглашается. Дайана великодушно предоставляет ему место в своей лаборатории. И на время эксперимента Хессе переезжает из своей квартиры в дом к Арбогасту, который живет один после развода с женой.

Эксперимент необходимо проводить срочно, а с анонимной яйцеклеткой – проблема. Не сумев добыть ее, Ларри, недолго думая, выкрадывает у д-ра Реддин пробирку под именем Junior. Оплодотворенная яйцеклетка имплантируется в подбрюшную полость Алексу, и начинается отсчет недель.

И с каждой неделей могучий мужчина д-р Хессе, испытывающий все симптомы беременности, все больше и больше становится и лицом, и поведением, и голосовыми интонациями – женщиной.

Этот контраст – главный в комедии, и именно вокруг него наворочены забавные эпизоды и сцены. Но без убедительной, очень достоверной игры Шварценеггера все они – а стало быть, и картина в целом – получилась бы менее интересной. Можно было бы найти на эту роль и какого-нибудь прекрасного комика, и сделать при этом фильм, может быть, даже более смешным. Но, видимо, это не входило в задачу его создателей. Лента не только заставляет смеяться. Любовь Алекса и Дайаны и взаимоотношения Ларри с его бывшей женой Энджелой (Памела Рид) – не лишены драматизма, поскольку касаются проблемы одиночества (популярной нынче в кинематографе). Затронуты также вопросы нравственности, связанные с искусственным оплодотворением. Показана и радость материнства, и трагедия бесплодия вместе с отнюдь не смешными переживаниями (как бы иной раз комично они не подавались) людей, которых она коснулась, и с одной из причин которого борются врачи-партнеры. Даже сама коллизия «мужчина – беременность» подается как вариант решения задачи: а как отреагируют женщины, вечно гордящиеся привилегией материнства и частенько упре-

19

кающие — «тебе не понять, ты не рожал», на ситуацию, в которой мужчина, пусть и с помощью хирурга, все же станет «мамой». Выведен даже хрестоматийный бесчеловечный исследователь, в данном случае тот самый нехороший Минц, раскрывший тайну эксперимента и стремящийся на формально законном основании заполучить беременного Алекса для своих исследований. (Собственно говоря, этот откровенный негодяй выгнал Хессе и пригласил Дайану исключительно в личных целях, чтобы приударить за ней, наплевав при этом на интересы человечества.)

Однако не надо пугаться всех этих не смешных аспектов картины. Это именно комедия, просто три центральных персонажа – Алекс, Ларри и Дайана – проработаны достаточно глубоко, что неизбежно вызывает некоторую «размытость» жанра. Де Вито – очень хорош в роли Ларри. Он не только жесткий партнер и находчивый бизнесмен, как следовало бы в «чистой» комедии, но и бесхитростно любит детей и свою профессию, переживает, что не сумел сделать ребенка жене, и, несмотря на жесткость в партнерстве, оказывается хорошим другом. Гормональные изменения в Алексе тревожат его и заставляют настоять на прекращении эксперимента (впрочем, когда дело уже «на мази»). А когда он узнает, что Хессе решил-таки сделать себе ребенка и втихаря продолжает принимать «экспектан», то помогает ему до конца, искренне сопереживая. Даже прячет от Минца в пансионате для будущих матерей. Но о делах при этом все равно не забывает. Очень интересный образ.

Дайана – нервная, издерганная немолодая особа, не нашедшая подходящего ей мужчину и на всякий случай даже заморозившая свою яйцеклетку. Она тянется к Алексу, и, не подозревая о существе дела, беспокоится по поводу странных симптомов его заболевания. Даже предполагает наркотическую зависимость и предлагает помощь. А уж когда узнает правду, да еще что яйцеклетка – ее собственная, их отношения еще более осложняются.

Зато остальные активные участники событий – Энджела, бывшая жена Ларри, которой после развода удалось сразу забеременеть «от Аэросмита» (и которой Ларри как специалисту приходится помогать, несмотря на личную досаду), и безнравственный Минц – вполне схематичны и позволяют строить события по классическим канонам смеха. В конце злодей, как и положено, наказан, добродетель и любовь торжествуют, дети растут, партнеры готовятся получить много «бабок»…

Анализируя задним числом впечатления от фильма, понимаешь, что основной контраст, несомненно влияющий на восприятие картины, заключается в том, что забеременел не просто сильный мужчина, а именно Шварценеггер. Гора мышц, супермен и суперробот, крушащий все на своем пути, используя для этого любые подручные средства – от кулаков до истребителей. Отношение к нему различно: одни считают – «фи, беременный Шварценеггер», другие – получают удовольствие от неожиданности и хорошей актерской работы.

Интересно, что шесть лет назад в «Близнецах» он уже выступал в «тандеме» с Де Вито в откровенно комедийном амплуа (кстати, у того же режиссера). Но там наивный герой Арнольда, хотя и не приемлет насилия, но все же обучен и может, придя в ярость, что-нибудь и порушить. Потом были «Терминаторы» и недавняя пародийная «Правдивая ложь», в которой

20

актер хотя и показывает супермена, но посмеиваясь над ним. В «Джуниоре» крутости нет и в помине.

Так что поклонники Шварценеггера-супермена, увешанного всеми видами ручного и неручного оружия и уверенно идущего к своей цели, могут картину не смотреть – зря потеряют время. Супермен стал лирическим комиком. Что же дальше – вновь боевик? Или, может, трагедия? Видимо, ценителям актерского мастерства посмотреть на «беременного» Шварценеггера стоит. Тогда они сами смогут решить, чем же является для него комедия – «капризом художника» или новым этапом в творчестве.

Андрей ТКАЧЕНКО

21

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+