Флиртующий учёный / Tang Bohu dian Qiuxiang / Flirting Scholar (1993)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Влюблённый учёный» / «Учёный-соблазнитель» (варианты перевода названия) «Flirting Scholar» (вариант англоязычного названия) / «Tong Pak Fu dim Chou Heung» (название на кантонском диалекте).
Гонконг, Китай.
Продолжительность 102 минуты.
Режиссёр Лик-Чи Ли.
Авторы сценария Винсент Кок, Лик-Чи Ли, Стивен Сю.
Композитор Уильям Ху.
Оператор Дэвид Чанг.
Жанр: комедия, мелодрама, мюзикл
Краткое содержание
Тон Пак Фу (Стивен Чоу), пользующийся славой одного из величайших художников, каллиграфов и поэтов династии Мин, за каждое произведение которого готовы платить баснословные деньги, устал от своенравия восьмерых жён-красавиц, проводящих дни за игрой в маджонг. Он влюбляется в Чоу Хён (Гун Ли), служанку в знатном доме Ва, и, выдав себя за отчаявшегося бедняка, устраивается туда слугой.
Также в ролях: Пак-Чун Чан (Чук Чи-Сан), Чжэн Пэйпэй (госпожа Ва), Винсент Кок (Ту Чун-Чан), Бэй-Дак Лай (учитель), Кит Инь Лам (жена Тона Пак Фу), Вай Лам (правитель Нин), Ка-Ян Леун (Мо Чон-Юэн), Цзя-Хуэй Лю (злой учёный), Франсис Нг (один из четырёх учёных), Кэрол Ван (Тун Хён), Джеймс Вонг (господин Ва).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 02.10.2018
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Иной высокообразованный зритель наверняка поёжится, наблюдая за тем, как непочтительно китайцы изображают на экране человека, наследие которого вошло в золотой фонд национальной культуры. И не только закоренелые дельцы из Гонконга: в съёмках приняли участие кинематографисты из КНР, а главную женскую роль даже исполнила Гун Ли, рискуя имиджем, сложившимся в притчах Чжана Имоу на историческом1 и современном материале. Но в том-то и дело, что Тан Инь, также известный под уважительным именем Тан Боху, которого нетрудно узнать в Тоне Пак Фу, не только оставил после себя выдающиеся произведения живописи и поэтические труды, но и, по сути, сам вошёл в фольклор. А позже – становился героем пьес, опер, романов благодаря незаурядным личным качествам (эрудированности, находчивости, смелости) и дерзким авантюрам. В частности, история с продажей себя в качестве чуть ли не бесправного раба в дом к состоятельным и знатным людям (и всё – ради любви к привлекательной служанке) была придумана отнюдь не сценаристами.
Впрочем, Лик-Чи Ли мало заботится о достоверном воссоздании исторической эпохи, прекрасно отдавая себе отчёт в том, что публика волей-неволей будет воспринимать его детище «тематическим» продолжением таких картин, как «Правосудие моей ноги» /1992/ и две части «Королевского бродяги» /1992/, где также задавал тон Стивен Чоу. И не прогадал! «Флиртующий учёный» тоже вызвал огромный энтузиазм, заняв по итогам сезона (с результатом HKD 40,17 млн.) первое место в национальном кинопрокате. Это – чистейшей воды народная комедия, пусть и с поправкой на китайскую специфику, когда ловким пройдохой, бичующим человеческие пороки (жадность, глупость, заносчивость) и добивающимся целей, вопреки всему, становится не крестьянин или слуга, а учёный муж. Тон и беспутного брата выручит, в считанные минуты сотворив шедевр – и популярно объяснив, как нехорошо быть расточительным. И жестоких разбойников обведёт вокруг пальца. И покорит умом новых хозяев, без труда выбив непыльное местечко домашнего наставника. И поможет отвести от дома гнев наведавшегося с визитом монарха, в том числе – одолев в состязании придворного стихотворца. И сумеет погасить давнюю родовую вражду, попутно – продемонстрировав владение секретным стилем кун-фу. И, разумеется, покорит сердце горделивой красавицы, предварительно вернув ей (ударами рук) привычную внешность. Вот уж, казалось бы, герой на века!.. Но достаточно вспомнить уморительный пролог, когда Пак Фу при ближайшем рассмотрении предстаёт, вопреки обывательским домыслам, не подобием самодовольного султана в гареме, а глубоко несчастным, затюканным многоженцем, боящимся хоть в чём-то не угодить капризным супругам и матушке, по малейшему поводу угрожающим повеситься. И как только Хён, обвенчаться с которой стоило стольких сил и нервов, под занавес просит с невинным видом сыграть с ней – впору в ужасе схватиться за голову! Стивену не откажешь в редкостном таланте (да чего уж – в гениальности) в части умения извлекать юмор из самых тривиальных ситуаций, чему картина является очередным блестящим подтверждением. А присутствие Цзя Хуэй-Лю (он же Гордон Лю, он же Гордон Лиу) и Чжэн Пэйпэй осторожно пародирующих собственные «звёздные» роли, станет дополнительным подарком для поклонников гонконгского кинематографа.
.
__________
1 – В данной связи достаточно упомянуть картину «Зажги красный фонарь» /1991/.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий