Пятница, 13-е / Friday the 13th (1980)

Пятница, 13-е / Friday the 13th (1980): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Пятница, тринадцатое» (вариант написания названия), «Долгая ночь в кровавом лагере» / «A Long Night at Camp Blood» (рабочее название).

США.

Продолжительность 95 минут.

Режиссёр Шон Секстон Каннингем.

Авторы сценария Виктор Миллер, Рон Курц (без указания в титрах) по сюжету Шона Секстона Каннингема, Виктора Миллера.

Композитор Гарри Манфредини.

Оператор Бэрри Адамс.

Жанр: фильм ужасов

Краткое содержание
В 1957-м по недосмотру вожатых летнего лагеря «Хрустальное озеро» утонул мальчик, Джейсон Вурхис, а в следующем году там было убито два человека. Спустя двадцать лет Стив Кристи (Питер Брауэр) решает открыть лагерь, невзирая на предубеждения местных жителей, считающих, что место проклято. Под его руководством Нед (Марк Нельсон), Джек (Кевин Бэйкон), Билл (Гарри Кросби), Марси (Джиннин Тейлор), Бренда (Лори Бэртрам) и Элис (Эдриенн Кинг) ремонтируют постройки и сооружения, готовясь встретить детей. Однако в этот момент за ними начинает охотиться маньяк, невидимый и неуловимый.

Также в ролях: Бетси Палмер (миссис Памела Вурхис), Робби Морган (Энни),Рекс Эверхарт (Энос, водитель грузовика), Ронн Кэрролл (сержант Тирни), Рон Милки (офицер Дорф), Уолт Горни (безумный Ральф), Эри Леман (Джейсон Вурхис), в эпизодах Ноэль Каннингем (мальчик в лагере в 1958-м, без указания в титрах), Том Савини (без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 13.02.2016

Авторская оценка 4/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Пятница, 13-е / Friday the 13th (1980): кадр из фильма
Жертва маньяка

Едва ли кто-то, ознакомившись с работами Шона Секстона Каннингема, захочет спорить с тем, что кинематографист он – бездарный. И тем не менее нельзя не отметить определённой удачливости тридцативосьмилетнего ремесленника родом из Нью-Йорка, для которого, сумевшего обеспечить весьма скромный (оцениваемый в разных источниках в $0,55-0,7 млн.) производственный бюджет, успех проекта наверняка стал сюрпризом. Конечно, отчасти он вдохновлялся опытами Уэса Крэйвена (Шон являлся продюсером «Последнего дома слева» /1972/) и особенно Джона Карпентера с «Хэллоуином» /1978/, продолжив адаптацию к американским реалиям находок европейских виртуозов, в данном случае – маэстро Марио Бавы, вплоть до явного плагиата из его «Кровавого залива» /1971/. Однако истинную прозорливость проявили чиновники Paramount Pictures, приобрётшие за $1,5 млн. права на прокат фильма и, дополнительно потратив $1 млн. на рекламную кампанию, получившие солидные1 доходы с возможностью долгосрочных инвестиций.

Пятница, 13-е / Friday the 13th (1980): кадр из фильма
Её ждёт сюрприз…

Откровенно говоря, с трудом верится, что в проекте могли принять участие такие известные актрисы, как Салли Филд и Эстель Парсонс, особенно с учётом тех в общем-то заслуженных нападок, каким подверглась Бетси Палмер, оправдывавшаяся перед критиками и поклонниками тем, что до зарезу нуждалась в новом автомобиле. Да и поведанную историю решительно невозможно, не покривив душой, признать шибко оригинальной, как будто речь идёт об экранизации одной из тех дурацких баек, которыми обожают тешить друг друга, собираясь затемно у большого костра, юные гости летних лагерей, расположенных где-нибудь на лоне природы. Сцены изощрённых убийств парней и девушек, нередко в момент романтического уединения в лесу, на берегу водоёма или в подсобных помещениях, были вскоре растиражированы в десятках дешёвых поделок, спровоцировав обвинения постановщиков слэшеров в пропаганде… неоконсервативных идеалов – в отстаивании нехитрой мысли, что за свободную любовь (блуд!) придётся жестоко расплачиваться. Но даже в этих фрагментах впечатляет всего несколько изобретательно обставленных истошных моментов – вроде гибели Джека Бёррелла (в исполнении Кевина Бэйкона, будущей «звезды»), чья шея, пронзённая насквозь, истекает пузырящейся кровью. И к ним, осмелюсь утверждать, имел гораздо больше отношения, чем режиссёр, Том Савини. Не случайно же признанный эксперт по специальным эффектам и гриму, дополнительно исполнявший обязанности каскадёра, лично, как и подобает истинному энтузиасту своего дела, посетил несколько сеансов, изучая реакцию аудитории на пронзительный финальный аккорд… Между прочим, развязка должна хоть немного погасить возмущение тех, кто2 не представляет себе цикла «Пятница, 13-е» без Джейсона, предвещая скорое явление жуткого исполина с огромным тесаком в руке и хоккейной маской на лице.

.

__________
1 – Кассовые сборы в национальном прокате составили $39,75 млн. (из них прокатная плата – $17,16 млн.) и ещё $20 млн. принесла демонстрация за рубежом.
2 – Подобно Кейси, жертве телефонного маньяка в «Крике» /1996/, неверно ответившей на каверзный вопрос.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Ерохин Алексей. Письмо Джейсону, который жив, едва жив, всегда жив // Экран. – 1994, № 8. – С. 24.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+ Сайт в Twitter