Ганнибал / Hannibal (2013-2015) (телесериал)

Ганнибал / Hannibal (2013-2015): постерТелесериал.

Другое название: «Хэннибал» (вариант перевода названия).

США.

Продолжительность серии 44 минуты.

Режиссёры Майкл Раймер (9 эпизодов, 2013-2015), Гильермо Наварро (6 эпизодов, 2013-2015), Винченцо Натали (6 эпизодов, 2014-2015), Дэвид Слэйд (5 эпизодов, 2013-2014), Тим Хантер (4 эпизода, 2013-2014), Джон Дал (2 эпизода, 2013-2015), Питер Медак (2 эпизода, 2013-2014), Джеймс Фоули (1 эпизод, 2013), Дэвид Семел (1 эпизод, 2014), Малк Джобст (1 эпизод, 2015), Адам Кейн (1 эпизод, 2015), Нил Маршалл (1 эпизод, 2015).

Авторы сценария на основе персонажей Томаса Харриса (39 эпизодов, 2013-2015) Брайан Фуллер (39 эпизодов, 2013-2015, также разработка проекта), Стив Лайтфут (22 эпизода, 2013-2015, также сюжеты), Скотт Наймерфро (7 эпизодов, 2013-2014, также сюжеты), Джефф Влэминг (6 эпизодов, 2014-2015), Крис Бранкато (4эпизода, 2013-2014), Эндрю Блэк (3 эпизода, 2013-2014, также сюжеты), Ник Антоска (3 эпизода, 2015), Кай Ву (2 эпизода, 2013-2014, также сюжеты), Дженнифер Шуур (2 эпизода, 2013), Дон Манчини (2 эпизода, 2015), Джесси Александр (1 эпизод, 2013), Дэвид Фьюри (1 эпизод, 2013, также сюжет), Джим Дэнджер Грей (1 эпизод, 2013), Айанна Флойд (1 эпизод, 2014), Джейсон Грот (1 эпизод, 2014), Анджелина Барнетт (1 эпизод, 2015), Том де Виль (1 эпизод, 2015), Анджела ЛаМанна (1 эпизод, 2015), Хелен Шэнг (1 эпизод, 2015).

Композитор Брайан Райтцелл (39 эпизодов, 2013-2015).

Операторы Майкл Доэрти (13 эпизодов, 2013-2015), Стивен Филипсон (13 эпизодов, 2013-2015), Бен Уилкинсон (12 эпизодов, 2013-2015), Арт Джонс (1 эпизод, 2013).

Жанр: криминальный фильм, драма, фильм ужасов, детектив, триллер

Краткое содержание
ФБР проводит расследование уголовного дела о пропаже нескольких студенток. Джек Кроуфорд (Лоуренс Фишбёрн, 39 эпизодов, 2013-2015), возглавляющий подразделение, занимающееся поведенческим анализом особо опасных преступников, привлекает к сотрудничеству Уилла Грэма (Хью Дэнси, 39 эпизодов, 2013-2015), обладающего поразительными навыками постижения мотивации людей. Тому в свою очередь приходится обратиться за помощью к опытному и чрезвычайно проницательному судебному психиатру Ганнибалу Лектеру (Мадс Миккельсен, 39 эпизодов, 2013-2015). Уилл поначалу не догадывается, что уважаемый доктор сам является серийным убийцей с каннибальскими наклонностями. Начинается изощрённая психологическая игра.

Также в ролях: Каролин Даверна (доктор Алана Блум, 39 эпизодов, 2013-2015), Скотт Томпсон (Джимми Прайс, 27 эпизодов, 2013-2015), Аарон Абрамс (Брайан Зеллер, 27 эпизодов, 2013-2015), Джиллиан Андерсон (доктор Беделиа Дю Морье, 21 эпизод, 2013-2015), Эттьенн Парк (Беверли Катц, 18 эпизодов, 2013-2014), Кейси Рол (Эбигейл Хоббс, 13 эпизодов, 2013-2015), Лара Джин Хоростецки (Фредди Лаундс, 13 эпизодов, 2013-2015), Рауль Эспарса (доктор Фредерик Чилтон, 12 эпизодов, 2013-2015 ), Эдди Иззард (доктор Эйбл Гидеон, 6 эпизодов, 2013-2015), Анна Кламски (Мириам Ласс, 4 эпизодов, 2013-2014), Майкл Питт (Мейсон Верджер, 3 эпизода, 2014), Закари Куинто (2 эпизода, 2014), Аманда Пламмер (Кэтрин Пиммс, 1 эпизод, 2014),

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 23.11.2022

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Ганнибал / Hannibal (2013-2015): кадр из телесериала
Гурман и мозго(в)ед

Было крайне любопытно ознакомиться с рассуждениями Брайана Фуллера об источниках вдохновения. Чаще всего он ссылался на Дэвида Линча – и в данной связи, кстати, выглядят знаменательными попытки ангажировать на роль Роберта Лектера, дяди Ганнибала, певца и актёра Дэвида Боуи, отметившегося в образе Филлипа Джеффриса в фильме «Твин Пикс: Сквозь огонь» /1992/. Кинодраматург также упоминал Стэнли Кубрика, Дэвида Кроненберга и Дарио Ардженто, а применительно к третьему сезону внезапно назвал имя… Тони Скотта. Как тут не усмотреть иронию? Не расценить это демонстративной попыткой откреститься от предшественников, в первую очередь – именно от Ридли?.. Выдающийся английский режиссёр открыл своего рода ящик Пандоры, шокировав широкую публику (в блокбастере!) таким уровнем натурализма, который ранее позволяли себе лишь маргинальные хоррормейкеры и приверженцы трэша. Мало того, тошнотворные кадры (вроде скармливания Лектером Крендлеру кусочков его собственного мозга, отрезаемых и обжариваемых на сковородке) соседствовали с живописными видами Флоренции. И всё-таки Брайан лукавил. Без международного коммерческого триумфа «Ганнибала» /2001/ дальнейшие поиски в данном направлении вряд ли оказались бы возможными. Вряд ли оказалось бы возможным появление (и высокий, пусть постепенно снижавшийся, успех у многомиллионной аудитории) телесериала, где регулярно акцентируют внимание на плодах извращённой фантазии тех, кто до поры до времени ускользает от агентов Федерального бюро расследований.

Ганнибал / Hannibal (2013-2015): кадр из телесериала
Вычислит маньяков

В одном из диалогов звучит такое занятное объяснение «полезности» маньяков: они нужны, дабы общество не расслаблялось. Однако самим творцам, полагаю, куда сложнее парировать обвинения в эстетизации пыток и различных (в том числе – весьма изощрённых) способов умерщвления человеческой плоти. Ведь и среди читателей эссе Томаса де Квинси «Убийство как одно из изящных искусств» находились желающие воспринять текст не в сатирическом ключе, а чуть ли не в качестве прямого руководства к действию. Конечно, авторы не ударяются в крайность, ходят по грани, на что помимо прочего намекают «игривые» заголовки эпизодов, отсылающие к французской, японской и итальянской кухне, и заставка с потоками не то красного вина, не то крови, принимающими форму черепа психиатра-людоеда. Но по факту они следуют, увы, по дорожке, проторенной Ридли Скоттом, а не Майклом Манном или Джонатаном Демми. Между прочим, и во всех прочих отношениях самым слабым мне показался третий сезон, заимствующий ключевые фабульные элементы из прозы Томаса Харриса (в первую очередь – из «Красного дракона» /1981/), ранее блестяще экранизированной. Привнесённых изменений (новые сюжетные повороты, трансформация персонажей и т.д.) представляется, что ни говори, недостаточно. В данной связи, скорее, радует, что Брайан Фуллер отступился от первоначальной идеи ещё более долгого телевизионного цикла, чему среди прочего поспособствовал срыв сделки по приобретению прав на роман «Молчание ягнят» /1988/. А ведь партию Клариссы Старлинг прочили Эллен Пейдж, в декабре 2020-го года представшей… Эллиотом.

Ганнибал / Hannibal (2013-2015): кадр из телесериала
Всегда контролирует ситуацию

Впрочем, в общем и целом (много)серийный «Ганнибал» производит хорошее впечатление. Приглашение маститых режиссёров (Питера Медака, Винченцо Натали, Джона Дала, Нила Маршалла, Джеймса Фоули), знающих толк в саспенсе, не нарушило единства стилистики и позволило уверенно удерживать напряжение на протяжении длинного повествования. Ценители триллеров остались, вне всякого сомнения, довольны. Вместе с тем главной удачей создателей стал датский актёр Мадс Миккельсен, чей талант (не говоря уже про яркую харизму!) вполне сопоставим с дарованием британца Энтони Хопкинса. Речь и близко не идёт о подражании. Преемник нащупал совсем иные важные нюансы в характере судебного психиатра, достигшего такого уровня владения собой и, соответственно, явлениями окружающей реальности, что впору потревожить тень Фридриха Ницше с его небесспорной концепцией сверхчеловека. Именно так: предельно жёсткий контроль душевных и физиологических процессов (не забудем и о такой «мелочи», как навыки рукопашного боя) позволил учёному мужу направить ресурсы своего незаурядного интеллекта на управление объективной действительностью. Однако на поверку он относится к издревле известному типажу демона (интересно, ещё у кого-то всплыли в памяти гениальные полотна Михаила Врубеля, навеянные лермонтовской поэмой?), поскольку самонадеянно переместился по ту сторону добра и зла – сознательно отвернулся, фигурально выражаясь, от божественного начала. Не стал, имея незаурядные задатки, сражаться за свет в этом мире, а обустроил себе уютный уголок во тьме. И даже на лавры карфагенского тёзки, угрожавшего Римской республике (читай – всей западной цивилизации), не претендует.

Ганнибал / Hannibal (2013-2015): кадр из телесериала
Поймали злодея

Ницшеанские ассоциации возникают на сеансе явно неспроста. Участь Грэма1 видится прямо-таки иллюстрацией знаменитой максимы философа об опасности, подстерегающей всякого сражающегося с чудовищами, и о бездне, начинающей смотреть на того, кто долго на оную взирает. Нельзя не отдать должного Фуллеру с соратниками в грамотно, завораживающе чётко выдержанной диалектике развития отношений двух противоположностей, неустанно ведущих борьбу, но и ощущающих… единство. Уилл (какая ирония: имя звучит, как английское слово «the will», ‘воля’) вынужденно, находясь под давящим бременем профессионального и человеческого долга, включается в рискованную игру, прекрасно осознавая, что однажды может не вернуться в нормальное состояние, навечно увязнув в трясине. Все прочие маньяки, включая инфернального Фрэнсиса Долархайда, обозванного «Зубной феей» недалёкими газетчиками, неспособными оценить грандиозность превращения индивида в Великого Красного Дракона, служат исключительно средством, в лучшем случае – побочной целью… Не оторваться! Жаль лишь, что исход затянувшейся дуэли оказался всё-таки предсказуемым, несмотря на ехидный заключительный (вынесенный после финальных титров последней серии) аккорд. Кстати, ещё одна сомнительная, зато очень точно характеризующая современное общество акция – двусмысленный рекламный ролик с участием Джиллиан Андерсон в образе Беделии Дю Морье2, снятый по заказу организации Люди за этичное отношение к животным (PETA). Хорошенькое «дело вкуса»!

.

__________
1 – Между прочим, Хью Дэнси как раз посоветовал пригласить коллегу, с которым снимался вместе в историческом постановочном боевике «Король Артур» /2004/ Антуана Фукуа.
2 – Брайан намекнул на героиню Вивеки Линдфорс (из новеллы «День отца» киноальманаха «Калейдоскоп ужасов» /1982/) и… знаменитую писательницу Дафну Дю Морье.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+