Охотник на людей / Manhunter (1986)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Охотник на человека» / «Охотник за людьми» (варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 119 минут.
Режиссёр Майкл Манн.
Автор сценария Майкл Манн по роману Томаса Харриса.
Композиторы The Reds, Мишель Рубини.
Оператор Данте Спинотти.
Жанр: криминальный фильм, детектив, триллер
Краткое содержание
Агент ФБР Джек Кроуфорд (Деннис Фарина) просит своего бывшего подопечного Уилла Грэма (Уильям Петерсен), отошедшего от дел и спокойно живущего вместе с женой Молли (Ким Грайст) и сыном Кевином (Дэвид Симэн) во Флориде, помочь в поимке серийного убийцы (Том Нунан), получившего прозвище «Зубная фея». Джек соглашается и в надежде лучше понять мотивацию поступков разыскиваемого решает обратиться к другому маньяку, доктору Ганнибалу Лектору (Брайан Кокс), которого вычислил и обезвредил ранее.
Также в ролях: Джоан Аллен (Реба МакКлейн), Стивен Лэнг (Фредди Лаундс), Бенджамин Хендриксон (доктор Фредерик Чилтон), Патриция Шарбонно (миссис Шерман).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 29.06.2013
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Остаётся только гадать, каким бы получился фильм, если б постановку осуществил Дэвид Линч, кандидатура которого рассматривалась поначалу и в расчёте на которого кинодраматург Уэлон Грин написал первую версию сценария. Выдающийся киноавангардист в итоге реализовал при поддержке Дино Де Лаурентиса другой, тематически близкий замысел («Синий бархат» /1986/), но и приглашение Майкла Манна одарило нас одним из самых напряжённых и стилистически изысканных триллеров за весь период «рейганомики». Правда, решение суеверного продюсера, памятуя о слабых коммерческих результатах «Года Дракона» /1985/ и опасаясь возможных ассоциаций с боевиками про кун-фу, не использовать оригинальное название романа Томаса Харриса «Красный дракон» /1981/ всё же не способствовало1 повышенному зрительскому спросу. «Охотник на людей» получил признание (по сути, «культовый» статус) впоследствии, а ведь, казалось бы, рисковал навсегда остаться в забвении в свете триумфа «Молчания ягнят» /1991/…
Режиссёр-сценарист творчески осмыслил опыт, полученный при создании популярных полицейских телесериалов, причём из «Криминальных историй» /1986-88/ оказался позаимствован актёр (и, кстати, бывший блюститель закона) Деннис Фарина, а студия рекомендовала на главную роль Дона Джонсона, «звезду» «Полиции Майами: Отдела нравов» /1984-90/. Более того, спустя три с половиной месяца после премьеры в рамках последнего из упомянутых циклов вышел в эфир сегмент под названием «Тень во тьме», подозрительно напоминающий ленту Манна. Тот факт, что Майкл в течение нескольких лет изучал психологию скандально известного Денниса Уэйна Уолласа, отбывающего наказание в тюрьме, а актёр Уильям Петерсен, можно сказать, прошёл стажировку в Департаменте полиции Чикаго и в ФБР, явно помогло придать действию достоверность, почти хроникальный характер. Это особенно присуще первой части повествования, когда личность маньяка остаётся загадкой и для зрителя, а Грэму и Кроуфорду предстоит напряжённый мозговой штурм, чтобы реконструировать картину преступления и найти ключевые подсказки. Однако постепенно начинает доминировать мотив не то чтобы переживаний (слово в данном случае кажется неуместным, неоправданно сентиментальным) – тягостной рефлексии Уилла, подспудно допускающего крамольную мысль о том, что доктор Лектор был не так уж неправ, заявив об их латентной схожести. Где грань между нормой и душевными отклонениями? Блюститель закона изрядно рискует, стремясь для пользы дела проникнуть во внутренний мир серийного убийцы, постичь логику и причины его поступков. Однако идея Фридриха Ницше об опасности превратиться в чудовище, с которым неустанно, на пределе физических и моральных сил ведёшь борьбу, получает неожиданные обертоны из-за того, что процессом неявно руководит изощрённый ум Ганнибала, не отягощённый, кажется, никакими нравственными запретами. Работа итальянского оператора Данте Спинотти приобретает импрессионистское звучание и в эпизодах, когда «Зубная фея» уединяется с потенциальными жертвами (например, с незрячей девушкой по имени Реба), и в сценах с Грэмом, на примере с черепашьими яйцами на берегу пытающимся донести до сына некие элементарные представления о жизни… Импрессионистское и в конечном итоге – символическое, поскольку произведение, начавшись с рассказа об изощрённом, безжалостном охотнике на людей (о двух охотниках, учителе и способном ученике, или всё же об охотнике и его послушном орудии?!), под занавес приобретает библейский, а точнее, апокалипсический размах. Воистину под стать гению Уильяма Блейка – и Манну даже не пришлось насыщать действие более обстоятельными и навязчивыми отсылками к полотнам мастера о великом красном драконе, как поступит в собственной версии Бретт Рэтнер!
.
__________
1 – При бюджете $15 млн. кассовые сборы в национальном прокате составили $8,6 млн., а премьеры в других странах прошли с запозданием.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий