Горец 2: Оживление / Highlander II: The Quickening (1991)

Сагалова В. Вирджиния Мэдсен: прекрасная незнакомка? // Видео-Асс Премьер. – 1993, № 20. – С. 16-21.

ВИДЕОДОСЬЕ

Вирджиния Мэдсен: прекрасная незнакомка?

Есть лица, которыми природа словно по ошибке одарила наших современниц – так мало соответствуют их царственно точеные черты суете и дробности сегодняшней жизни. Они точно созданы для того, чтобы лишний раз напоминать о вечной тайне красоты и ее магической, «убийственной» власти.

Одно из таких лиц у Вирджинии Мэдсен. В последние годы она уверенно выходит на первый план среди других голливудских звезд, становясь кумиром массовой публики. Достаточно сказать, что ее нередко называют «Мэрилин девяностых», и вспомнить, каким идолом для американцев была Мэрилин Монро. Действительно, в их внешности есть что-то схожее – от мягких белокурых волос и пухлых губ до классических линий прекрасного тела. Однако, не сопоставляя масштаб этих актерских индивидуальностей, заметим, что в Мэдсен чувствуется какое-то неуловимо иное содержание красоты. Мэрилин Монро, при всей ослепительности, была символом жизни и земной прелести, она излучала тепло и радость. Вирджиния Мэдсен, напротив, порой кажется каким-то «надземным», инопланетным созданием, ее сияние лунно-холодно и тревожно притягательно. В ней есть какая-то загадка, которую не дано разгадать, а за непроницаемой легкой улыбкой может скрываться и ад и рай. Притом она может сойти и за тип «бэби дол» – кукольной красоты, – но лишь на самый поверхностный взгляд.

Понятно, что сказанное относится не к Вирджинии Мэдсен – человеку, а именно к ее удивительной внешности, которая неизбежно в значительной мере определяет данную актерскую судьбу. Сама Вирджиния, судя по всему, личность вполне симпатичная – умная, нежно любящая своих близких, работящая, с умеренными амбициями и хорошим чувством юмора. Дочь пожарника и рядовой сценаристки, она с детства была прилежна и, отличаясь редкой музыкальностью, много занималась танцами и даже композицией. Для того, чтобы платить за обучение актерскому искусству в мастерской Теда Лисса в Чикаго, ей пришлось подрабатывать по вечерам в коктейль-баре (где посетители прозвали ее «Кровавой Мэри» по причине все той же роковой, наповал пронзающей красоты). Один из киношников, Лори Родкин, заметивший ее в этом баре, первым предсказал Мэдсен звездную карьеру в качестве нового секс-символа Голливуда. «Вирджиния была очень открытой и чистой, – вспоминал позже Родкин, – но я тут же подумал, что она может и «запачкаться» и тогда произведет на экране настоящую сексуальную бурю».

Вирджиния между тем не питала больших иллюзий и готовилась к трудной и будничной актерской работе. Первый раз она появилась в проходной роли в 1982 году – зато сразу в компании таких известных величин, как Жаклин Биссет и Роб Лоу (это был фильм «Класс» Джона Льюиса Карлино). Затем последовал дебют на телевидении в картине «Вопрос принципа». Утверждение актрисы проходило без больших сенсаций и, несмотря на положительные оценки, предложения отнюдь не сыпались на стол ее агента. Этот агент впоследствии заметил, что в начале пути для Мэдсен главной проблемой была именно ее красота. Здесь нет парадокса. Очевидно, продюсеры и режиссеры чувствовали неорганичность этой актрисы для стандартных современных ролей, интуитивно понимали, что погрузить Мэдсен в мельтешащую сутолоку какого-нибудь боевика или заставить ее играть приземленный персонаж в бытовой комедии – непозволительное расточительство: все равно, что одевать в джинсы антич-

16

ную статую или бренчать на дорогом рояле буги-вуги. Мэдсен требует достойной оправы – ей соответствуют роскошные одежды, изысканные интерьеры и, наконец, особые сюжеты, в которых присутствует аура тайны, мистики, какой-то особой романтики.

Закономерно, что постепенно ее нашли роли именно такого плана. Она прекрасно вписалась в разреженную, свободную от бытовых реалий и условностей зону фантастического кино – наиболее успешными тут стали ее работы в «Электрических мечтах» и в «Дюне». Постановщик «Дюны» Дэвид Линч долго подбирал исполнительницу принцессы Ирулан, которая должна была стать партнером Стинга, пока не остановился на Мэдсен. На пробах Вирджиния была в костюме королевы из «Звездных войн» и, как признавалась позже, не знала еще, что ей предстоит сыграть «зловредный» персонаж. В том же 1984 году Вирджиния снялась еще в одном фантастическом фильме «Создатель» с Питером О’Тулом. Одновременно она продолжает работу на телевидении, оттачивая свой дар изысканного психологизма. Ей повезло участвовать в ленте «Хирст и Дэйвис», рассказывающей об истории связи актрисы Мэй Андерсон с газетным магнатом Рандольфом Хирстом, и в «Муссолини», где она сыграла знаменитую любовницу диктатора Клару Петачи. В первом фильме ее партнером был Роберт Митчум, во втором – Джордж С.Скотт.

Шаг за шагом, в тщательном отборе красок, она формирует свой имидж актрисы, к чьим персонажам, которые будто поддразнивают стереотипные моральные представления лукаво-порочным очарованием, неприменимы ходячие прописные оценки.

Именно такую героиню сыграла Вирджиния Мэдсен в «Готэме», принесшем ей настоящую славу. В этой картине фантастическое вторгается в унылую жизнь неудачника-сыщика, погрязшего в долгах. Однажды к нему приходит странный клиент, преследуемый своей… покойной женой. Эту-то красавицу из загробного мира и играет – с благородным блеском – Вирджиния Мэдсен. Ей мастерски удается передать мистическую суть Рэйчел, мертвенную неподвижность ее красоты и неуловимую отчужденность от живого и суетного человеческого бытия. Ключ к этому образу – слова мужа героини о том, что он женился на Рэйчел без любви, чтобы наслаждаться ею. В отместку она тайно перенесла весь свой пыл на единственный объект –

18

бриллианты, в которых завещала похоронить себя. Однако после ее смерти ничтожество-муж вскрыл могилу и похитил драгоценности. И вот призрак обманутой жены неотступно следует за ним. В этом сюжете-аллегории главное – тема красоты, которую покупают, как вещь, и которая в ответ наделяет привязанностью лишь вещи, не испытывая живых чувств к людям. Сцены близости Рэйчел с влюбившимся в нее детективом полны эстетской ледяной страсти, и вместе с тем в них проступает горечь неприкаянной, не узнавшей истинного тепла души. Трудно забыть странно застывшее и при этом беззащитно открытое лицо актрисы, ее выжидающе пристальный, словно вопрошающий взгляд.

В середине восьмидесятых кажется весь Голливуд увлечен красавицей Вирджинией. Глаза с поволокой, нежные губы и другие достоинства, которые она не скрывает на экране, многим кружат голову. Ей приписывают романы с Робом Лоу («Но у кого не было романа с Лоу» – комментирует эту сплетню один из репортеров), Двизилом Заппой и Дольфом Лундгреном. Однако разумная Вирджиния мечтает о прочном семейном очаге и вскоре находит свое простое женское счастье с Дэнни Хьюстоном, сыном знаменитого режиссера. Естественно, их любовь вспыхнула на съемках – это был «Мистер Норт», семейный фильм Хьюстонов, сценарий которого – по роману Торнтона Уайлдера – написал для сына сам Джон Хьюстон, постановку осуществил, соответственно, Дэнни, а в главной роли выступила его сестра Анжелика Хьюстон. Вирджиния, несмотря на то, что быстро обменялась с Дэнни обручальными кольцами, довольствовалась второстепенной ролью служанки Салли. Джон Хьюстон так и не увидел этой ленты – он умер в августе 1987 года в разгар съемок.

Брак Мэдсен и Дэнни Хьюстона считается одним из самых спокойных и скромных в Голливуде. С этой парой не связано скандальных историй или пикантных слухов. Вскоре после свадьбы Вирджинии улыбнулась новая творческая удача в лице Дэнниса Хоппера, который отдал ей главную роль в фильме «Горячая точка». Мэдсен с увлечением сыграла в нем блондинку-вамп Долли Хэршоу, хитроумно и безжалостно расставляющую сети незадачливому герою. Вирджиния была в полном восторге от работы с Хоппером и говорила, что этот режиссер заставил ее выложиться и превзойти саму себя. «Горячая точка» получил много горячих отзывов – отмечались именно актерская игра и мастерство постановщика.

Вслед за этим Мэдсен вновь обратилась к жанру кинофантастики в «Горце-2: возвращение», где снялась с Кристофом Ламбером и Шоном Коннери. Критики, разочарованные этим фильмом, перенасыщенным спецэффектами, признали тем не менее Вирджинию – она играет что-то вроде активистки Гринписа образца 2024 года – «единственным светлым пятном».

1991 год отмечен для нее этапной работой, о которой стоит сказать особо. Речь идет о фильме «Становление Колетт». Героиня его – писательница конца прошлого века, автор нашумевшей в свое время серии эротических романов «Клодин». Фильм рассказывает о начале ее пути, когда из наивной провинциалки она превращается в сильную и независимую личность, которая поклоняется «лишь двум богиням – Музе и Свободе» (как говорил о себе Артюр Рембо). Ее «проводниками» и лидерами на этом отрезке жизни были два человека – циничный литератор Вилли Вилларс, втянувший Колетт в мир парижской богемы, и его любовница, а позже подруга и возлюбленная Колетт – актриса Мулен-Ружа Полар. Дэнни Хьюстон несколько лет мечтал экранизировать эту историю, еще не имея точных планов и продюсера. Однажды, навестив Вирджинию на съемках «Горца», он осторожно поинтересовался, не хочет ли она сыграть Полар. «Между нами мгновенно включилась схема отношений «режиссер-актер», – вспоминает Мэдсен, – и, согласно этой схеме, мне следовало с достоинством обдумать предложение. Не думаю, – начала я, – чтобы я… э… подходила к этой… – И здесь я не выдержала: – ДА, ДА! Умираю, до чего хочу ее сыграть!»

Чтобы полнее представить свою героиню, актриса долго и вдумчиво изучала материалы о ее эпохе. Она попыталась понять дух художественной среды Парижа девяностых годов прошлого столетия, когда декадентское разрушение старых форм и безграничное экспериментирование пронизывало не только искусство, но

19

и сферу человеческих отношений. Она сыграла Полар как одаренную артистическую натуру, отстаивающую право жить по собственным нормам. Ее партнерами стали такие звезды, как Матильда Мэй и Клаус-Мария Брандауэр. Кстати, для этой роли Мэдсен впервые выкрасила волосы в черный цвет, что, по общему мнению, очень ей пошло.

«Становление Колетт» оказался для Вирджинии первым опытом в европейском кино, и она призналась, что нашла здесь больше культурно-смыслового богатства, чем в отечественном. После Европы Мэдсен не без грусти возвращалась в Голливуд, не скрывая, что на родной ей «фабрике грез» актера, как правило, ждет лишь бодрое «ну-ка поддай еще», а актрису «ну-ка снимай» или «ну-ка ложись» – в тех или иных вариациях. На счастье, новая американская роль – в фильме «Сластена» – оказалась интересной и удачной. Вирджиния сыграла здесь аспирантку, которая ведет сложный психологический поединок с призраком-убийцей, восставшим из легенды. Снова мистика и сверх реальность. Тем не менее актриса отнюдь не повторила себя, а напротив, блеснула новыми гранями таланта. Не случайно эта лента была отмечена престижным призом за лучшую женскую роль на последнем Авориазском фестивале.

Итак, карьера Вирджинии Мэдсен как будто достигает зенита, и ей остается лишь пользоваться плодами славы. Тем не менее, думается, эта звезда еще таит много сюрпризов и загадок. Недаром критика всерьез задается вопросом: а вдруг и впрямь она, подобно Мэрилин Монро, преодолеет все пределы популярности и станет новой Американской Мечтой?

Подождем.

В.САГАЛОВА

21

Pages: 1 2 3 4 5 6

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+