Исходный код / Source Code / Code source (2011)

Исходный код / Source Code / Code source (2011): постерПолнометражный фильм.

Другое название: «Базовый код» / «Изначальный код» (варианты перевода названия).

США, Канада.

Продолжительность 93 минуты.

Режиссёр Данкан Джонс.

Автор сценария Бен Рипли.

Композитор Крис Бэйкон.

Оператор Дон Бёрджесс.

Жанр: детектив, мелодрама, научная фантастика, триллер

Краткое содержание
Капитан Колтер Стивенс (Джейк Джилленхол), пилот вертолёта, воевавший в Афганистане, неожиданно приходит в себя в Чикаго, в вагоне пригородного поезда, в теле другого человека — школьного учителя Шона Фентресса. Не успевает он разобраться, в чём дело, как раздаётся мощный взрыв, уносящий жизни сотен пассажиров. Что это было? Ответ на вопрос Колтеру не понравится…

Также в ролях: Мишель Монаган (Кристина Уоррен), Вера Фармига (Коллин Гудвин), Джеффри Райт (доктор Ратледж), Майкл Олден (Дерек Фрост), Кэс Анвар (Хазми), Расселл Питерс (Макс Денофф), Брент Скагфорд (Джордж Троксел), в эпизоде Скотт Бакула (отец Колтера, озв.).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 29.06.2020

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Исходный код / Source Code / Code source (2011): кадр из фильма
Всё под контролем

Вообще-то Данкан Джонс вынес на суд публики дебютную полнометражную «Луну 2112» в 2009-м году, а к тому моменту сценарий Бена Рипли был уже несколько лет как написан. Однако Джейк Джилленхол, заинтересовавшийся проектом, настоял на его кандидатуре, находясь под сильным впечатлением именно от упомянутой ленты – любопытного (хотя и, возможно, несколько переоценённого) научно-фантастического фильма. Надо сказать, интуиция «звезду» не подвела: «Исходный код» получился напряжённым и по-настоящему умным – не просто отмеченным интересными (совершенно непредугадываемыми) поворотами сюжета, но и подбрасывающим для обдумывания на досуге неординарную гипотезу. Впрочем, начнём по порядку.

Исходный код / Source Code / Code source (2011): кадр из фильма
Надо спасти поезд

Легко представить себе шок, испытанный Колтером, узнающим, что перенёсся сознанием в тело другого человека, а вскоре – погибающим, не успев сообразить толком, в чём дело. Лишь постепенно выясняется, что ему, как офицеру и патриоту своей страны, предстоит выполнить миссию, от успеха которой зависят жизни тысяч сограждан, причём – вовсе не тех, кто ехал в злополучном поезде пригородного сообщения. Задача только на первый взгляд казалась запредельно сложной: с каждой новой «заброской» Стивенс (для окружающих – Фентресс) подбирается к тайне личности террориста всё ближе, хотя без досадных ошибок и просчётов, естественно, не обходится. В конечном итоге ему удаётся совершить почти чудо: и идентифицировать преступника, и найти бомбу с часовым механизмом, и, главное, установить местонахождение автомобиля, оборудованного для совершения следующего, несравненно более мощного теракта. Взяв ситуацию под контроль, капитан даже начинает слегка бравировать, понимая, что обладает колоссальным преимуществом перед оппонентом…

Исходный код / Source Code / Code source (2011): кадр из фильма
Разгадают код

Казалось бы, здесь можно смело ставить точку, довольствовавшись созданием весьма достойного триллера, отмеченного блестяще нагнетаемым саспенсом и заодно – разрушающего набившие оскомину стереотипы (человеком, ненавидящим Америку, оказывается вовсе не выходец с Ближнего Востока). Ан нет! В том-то и дело, что у кинодраматурга это – интрига первого, самого очевидного уровня. Параллельно мы сопереживаем самому Стивенсу, не сразу узнающему (подопытному намеренно не сообщают всех деталей, опасаясь травмировать психику), где и в каком состоянии он находится. И своеобразная моральная дуэль с Коллин Гудвин1, с одной стороны искренне сочувствующей отважному мужчине, но с другой – вынужденной беспрекословно подчиняться существующим бюрократическим процедурам, резко усиливает драматизм. Персонаж Джилленхола оказывается примерно в такой же ситуации, как, скажем, уиллисовский Джеймс Коул, отправленный в прошлое без всякой надежды на личное избавление, зато могущий спасти других… Единственное, на что вправе рассчитывать герой, – уйти в мир иной с чистой совестью, поговорив на прощание с отцом, ссора с которым лежала на душе тяжким бременем. Однако предложенная счастливая развязка всё же не воспринимается банальной данью голливудской традиции завершать любую (почти любую) историю хеппи-эндом. Поворот, ставший большим сюрпризом и для самого Стивенса, и для работающих на спецслужбы учёных, представляется прежде всего художественной иллюстрацией одной из дерзких гипотез современной физики. Гипотезы о способности сознания непосредственно воздействовать на материальную действительность. Воспоминания становятся не просто картинками из прошлого, а средством, фигурально выражаясь, вносить изменения в «исходный код»… Такие кинопроизведения, как лента Джонса убедительно демонстрируют, что жанр, сделав в последние годы упор на визуальные эффекты, старается не уйти в сторону и от главного – осмысления идей, выдвигаемых наукой.

.

__________
1 – Авторы случайно не читали «Волшебника Изумрудного города», где такую фамилию носил Великий и Ужасный чародей, «двойник» заокеанского Оза?!

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+