12 обезьян / Twelve Monkeys (1995)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Двенадцать обезьян» (вариант перевода названия), «12 обезьян» / «12 Monkeys» (альтернативный вариант написания названия).
США.
Продолжительность 129 минут.
Режиссёр Терри Гиллиам.
Авторы сценария Дэвид Вебб Пиплз, Джанет Пиплз по мотивам фильма Криса Маркера.
Композитор Пол Бакмастер.
Оператор Роджер Прэтт.
На премию «Оскар» номинировалась Джули Вайсс (художник по костюмам).
Жанр: детектив, научная фантастика, триллер
Краткое содержание
К 2035-му году 99% человечества погибло от смертоносного вируса, а оставшиеся в живых укрылись в специальных бункерах глубоко под землёй. Джеймс Коул (Брюс Уиллис), приговорённый к длительному сроку заключения, получает возможность реабилитироваться, если предпримет опасное путешествие в прошлое, в 1996-й, когда пандемия начала распространение, и достанет образец для исследования. Однако по ошибке он переносится на шесть лет раньше, где Джеймса принимают за сумасшедшего и помещают в клинику для душевнобольных. Лечащим врачом Коула оказывается доктор Кэтрин Рэйлли (Мэделин Стоу), а в палате он знакомится с Джеффри Гойнсом (Брэд Питт, премия «Золотой глобус» и номинация на «Оскар»), сыном выдающегося учёного-вирусолога (Кристофер Пламмер), смутно догадываясь, что тот непосредственно связан с надвигающимися трагическими событиями.
Также в ролях: Джозеф Мелито (Кэтрин Рэйлли), Джон Седа (Хосе), Фрэнк Горшин (доктор Флетчер), Дэвид Морс (доктор Питерс), Боб Эдриан (геолог), Джоуи Перилло (детектив Фрэнки).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 27.05.2018
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Хотя Терри Гиллиам получил эксклюзивное право на окончательный монтаж фильма, инициатором проекта выступал отнюдь не он, а Роберт Косберг. Факт тем более поразителен, что предыдущее сотрудничество – над «Бразилией» /1985/ – режиссёра с киностудией Universal Pictures завершилось громким скандалом и разрывом отношений. Известный продюсер являлся страстным поклонником французской научно-фантастической короткометражки «Взлётная полоса» /1962/ и даже некоторое время надеялся убедить самого Криса Маркера снять в Голливуде полнометражный «римейк». Как бы то ни было, именно Косберг привлёк супругов-кинодраматургов Дэвида Вебба1 и Джанет Пиплзов, чей сценарий, в свою очередь, произвёл сильное впечатление на постановщика. Как следствие, не возникло трудностей и с исполнительским составом, благо что актёры (включая Брюса Уиллиса, согласившегося на усечённый гонорар) не скрывали желания сотрудничать с Гиллиамом. Особый случай – Брэд Питт, который, подписывая контракт, пребывал в статусе «восходящей звезды», а к моменту премьеры уже пополнил число ведущих знаменитостей «фабрики грёз». Впрочем, он тоже вряд ли сожалел, получив номинацию на премию «Оскар»… Остались довольны и продюсеры, поскольку при производственных затратах в размере $29 млн. кассовые сборы составили $168,8 млн.
«12 обезьян» как никакая другая гиллиамовская работа поражают балансом, достигнутым между визуальным неистовством и строгостью, подчас аскетизмом апокалипсических декораций, а главное, между прихотливой замысловатостью сюжета и… той чёткой, неумолимой логикой, которой всё-таки жёстко подчинена смена экранных перипетий. Причём в данном случае эстетика ещё и идеально соответствует самой истории, скрытый смысл которой, не ведая о том, задолго до развязки раскрывает доктор Рэйлли, делясь с аудиторией соображениями о людях, страдающих «комплексом Кассандры» – по имени легендарной эллинки, у которой дар прорицательницы сочетался с полной неспособностью повлиять на будущее. Но почему? Вслед за Маркером авторы вступают в философский спор о природе времени, опровергая всё активнее распространяющуюся убеждённость фантастов в возможности (пусть пока – чисто теоретической) изменения прошлого, обуславливающую и опасения о губительности зыбкого «эффекта бабочки». История, по Пиплзам и Гиллиаму, не имеет сослагательного наклонения и при том условии, что человеку, казалось, выпадает шанс оказать воздействие на события непосредственно в точке бифуркации. Коулу, конечно, далеко до безмятежности Билли Пилигрима, научившегося у тральфамадорцев безусловно принимать структуру каждого мгновения, но и он – достигает состояния умиротворённости в момент встречи с судьбой. В миг осознания истинной природы сна, являющегося оборотной стороной (одновременно воспоминанием и предвидением) яви. Режиссёр не случайно подчёркивал в интервью, что Джеймс полностью выполнил поставленную задачу – спасти не прошлое, а будущее… В этом сокрыта, на мой взгляд, самая важная часть послания кинематографистов, не теряющих надежду на то, что человечество всё же возьмёт на себя ответственность за грядущее.
Название, как известно, позаимствовано из книги Лаймена Фрэнка Баума «Волшебство страны Оз» /1919/, где двенадцати обезьянам предлагалось изобилие в обмен на службу у людей в качестве солдат. Но это не ложная приманка: акция «гринписовского» характера, дерзко осуществлённая Джеффри, не просто приобрела высокий, пророческий символизм, послужив, по сути, иллюстрацией болезненных откровений пациента Балтиморского окружного госпиталя с диагнозом «параноидная шизофрения», приведённых в качестве эпиграфа. Акция сама – помимо воли участников! – стала частью безумного плана.
.
__________
1 – Он получил признание благодаря блистательной адаптации романа «Бегущий по лезвию» Филиппа К. Дика.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Материалы о фильме:
Киномарафон // Видео-Асс Премьер. – 1996, № 33. – С. 102-105.
Добавить комментарий