Из жизни марионеток / Aus dem Leben der Marionetten / Ur marionetternas liv (1980) (ТВ)

Из жизни марионеток / Aus dem Leben der Marionetten / Ur marionetternas liv (1980) (ТВ): постер

Телефильм.

Другие названия: «Из жизни кукол» / «Из жизни деревянных человечков» (варианты перевода названия), «Из жизни марионеток» / «From the Life of the Marionettes» (международное англоязычное название).

ФРГ, Швеция.

Продолжительность 104 минуты.

Режиссёр Ингмар Бергман.

Автор сценария Ингмар Бергман.Композитор Рольф А. Вильгельм.

Оператор Свен Нюквест.

Жанр: драма

Краткое содержание
Петер Эгерманн (Роберт Атцорн) договаривается о приватной встрече с танцовщицей в пип-шоу и проституткой Катариной Краффт (Рита Руссек), и душит её в приступе немотивированной ярости. Профессор психиатрии Могенс Йенсен (Мартин Бенрат) помогает следствию разобраться в мотивах, которыми руководствовался убийца — женатый мужчина и вполне преуспевающий бизнесмен.

Также в ролях: Кристина Бухеггер (Катарина Эгерманн), Лола Мютел (Корделия Эгерманн), Вальтер Шмидингер (Тим Мандельбаум), Хайнц Беннент (Артур Бреннер), Рут Олафс (медсестра), Карл-Хайнц Пелзер (следователь), Габи Дом (фрау Андерс, секретарша).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 05.10.2018

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Из жизни марионеток / Aus dem Leben der Marionetten / Ur marionetternas liv (1980) (ТВ): кадр из фильма
Эмоции не удержать

Ингмар Бергман столкнулся в середине 1970-х с серьёзными проблемами (обвинения в уклонении от уплаты налогов), вынудившими его покинуть Родину и сделать громкое заявление о том, что больше не станет снимать в Швеции фильмов. Это побудило мастера осуществить несколько постановок за рубежом, в том числе одну (собственно, «Из жизни марионеток») – по заказу западногерманского телевидения. Если б не обозначенные, привходящие обстоятельства, выдающийся режиссёр-сценарист наверняка реализовал бы замысел в изначальном виде, вынеся на суд публики полноправное продолжение мини-сериала «Сцены из супружеской жизни» /1973/. Однако сам факт переноса действия в Мюнхен (не говоря уже о приглашении новых исполнителей!) заставляет усомниться в том, что чета Эгерманнов – те же самые Петер и Катарина, с которыми общались Марианна и Йохан, ставшие свидетелями мелочной склоки между приглашёнными в гости супругами. Разумеется, речь идёт о похожих (во многих плоскостях – идентичных) сложностях в отношениях мужа и жены, обрывающихся внезапно и драматически. Вместе с тем экранные перипетии обрастают дополнительными нюансами именно в силу нового культурного контекста.

Из жизни марионеток / Aus dem Leben der Marionetten / Ur marionetternas liv (1980) (ТВ): кадр из фильма
В лабиринте чувств

Название навеяно известной фразой из «Приключений Пиноккио. Истории деревянной куклы» Карло Коллоди, звучащей так: «К сожалению, в жизни марионеток1 всегда имеется «но», которое всё опрокидывает вверх дном». Смысл выражения исчерпывающе раскрывается под занавес, когда профессор Йенсен озвучивает, записывая на диктофон, поставленный Эгерманну диагноз. Подробно разъясняет психологический механизм, вызвавший у вполне вменяемого, казалось бы, человека состояние аффекта со столь печальными последствиями. При этом триггером могло послужить любое слово, жест, даже интонация голоса… Выстраивая действие нелинейно (эпизоды, предшествовавшие роковой ночи, чередуются со сценами беседы следователя и психиатра, допроса свидетелей, разговора невестки с безутешной свекровью и т.д.), автор постепенно приближается к разгадке. Позволяет не только восстановить цепочку событий, но и постичь – хотя бы в первом, поверхностном приближении – причины утраты индивидом контроля поведения. После проведённых Ингмаром штудий голливудские триллеры про «зомбированных» (загипнотизированных на диверсии, убийства и т.п.) вражеских агентов покажутся, право, наивными фантазиями. Любопытно, что Национальный совет кинокритиков США поместил ленту, несмотря на официальный статус (правда, после телевизионной премьеры прошла демонстрация в кинотеатрах), в число лучших зарубежных кинопроизведений года.

Из жизни марионеток / Aus dem Leben der Marionetten / Ur marionetternas liv (1980) (ТВ): кадр из фильма
Жизнь сложнее игры

Впрочем, сугубо личностным аспектом замысел не исчерпывается – да и само обращение Бергмана к реалиям современной ФРГ вряд ли было случайным или вынужденным. Сравнение стабилизировавшейся социально-экономической обстановки с разрухой, которую он воссоздал в «Змеином яйце» /1977/, откуда, между прочим, перешёл актёр Хайнц Беннент, не сводится, грубо говоря, к фиксации того факта, что место шумных кабаре заняли пип-шоу, где танцовщицы выступают практически полностью обнажёнными. Идеологи т.н. государства всеобщего благосостояния (в немецкой традиции – Sozialstaat, то есть ‘социального государства’) настаивали, что залогом достигнутых экономических успехов является сложившаяся политическая система. Система, способствующая воспитанию свободных граждан, не только по преимуществу цивилизованных и высококультурных, гарантированных от скатывания в дикость, но и формирующих моральный климат, а также – оказывающих непосредственное влияние на власть (через механизм выборов из двух и более кандидатов). Система, противоположная той, что установилась при нацизме. Вывод Бергмана глубоко пессимистичен. Сходств (глубинных, сущностных, базисных) между двумя состояниями одного и того же общества остаётся больше, чем различий. Люди, нравится им это или нет, хотят они того или боятся, остаются марионетками в руках невидимого, бесплотного кукловода – той среды, в которой обретаются и которая складывается объективно. Возможен ли выход? Режиссёр не даёт прямого ответа, но сама логика развития экранных перипетий подталкивает к выводу, что единственное (пусть ненадёжное, пусть трудное, но всё равно единственное) средство избежать управляемости извне – максимально ясное осознание собственных действий, желаний, устремлений и принятие на себя абсолютной ответственности за совершённые поступки. В большинстве люди над подобными вещами даже не задумываются, продолжая вести жизнь (чаще – влачить существование) марионеток.

.

__________
1 – В другом варианте перевода – «деревянных человечков».

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+