Метиска / Métisse (1993)

Франсуа Яник. Новая новая волна французского кино: вы о ней ещё услышите // Видео-Асс Премьер. – 1994, № 22. – С. 34-35.

НОВАЯ НОВАЯ ВОЛНА ФРАНЦУЗСКОГО КИНО: ВЫ ЕЩЕ О НЕЙ УСЛЫШИТЕ

Для того, чтобы лучше понять, что происходит, надо сначала вернуться на 35 лет назад, 8 те времена, когда другая группа режиссеров, – таких, как Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо, Клод Шаброль и Эрик Роше – полностью изменила кинематографический пейзаж Франции. Кинематографисты Новой волны, а именно так в то время их называли журналисты, проповедовали возрождение французского кино. Их сила заключалась в мастерстве, новых возможностях техники и огромной литературной и кинематографической культуре. Они появились для того, чтобы обновить кино, где еще господствовала эстетика режиссуры 20-х годов, созданная такими мастерами, как Луи Деллюк, Рене Клер или Жан Ренуар.

Особенностью этих молодых кинематографистов являлось на самом деле не создание направления в киноискусстве, как это было, например, с поэтическим реализмом несколькими годами раньше. Нет, каждый из них имел своей собственный стиль, а факт объединения в одну группу явился лишь результатом их одновременного появления в кинематографе. Общность программы заключалась лишь в намерении внести свой вклад в развитие французского кино, при этом не отказываясь от выражения собственной индивидуальности.

История повторяется? Действительно, изменяются только имена…

В то время как сейчас лидеры «старой» Новой волны направляются к выходу, и французское кино вот уже многовато лет живет по канонам, установленным стареющими режиссерами, новая стая молодых волков с острыми зубами отправляется на штурм затемненных залов.

Эрик Рошан, Кристиан Венсан, Седрик Клапиш, Арно Десплешан – их кинонадежды и их новые идеи, а вместе с тем и новое поколение актеров, будут способствовать появлению нового дыхания у кино Франции, – кино, которое, возможно, собиралось почить на лаврах, виртуальных и хрупких.

Этот Ренессанс, это возрождение импульсов обновления, не является феноменом нигилизма, как было у прототипов. Требование обновить кинематограф Франции было осознано как актуальная необходимость не только самими художниками, но и государством, которое внесло свой вклад в отрасль, предоставив ей дотации через Национальный центр кинематографии и Министерство культуры. Но и этого, конечно, было бы недостаточно без совместных действий финансистов – многих смелых продюсеров, как Ален Рока, Productions Lazennec и телевидения Франции, особенно «Канал Плюс», очень любящего новые таланты. Следовательно, целая экономическая структура выиграла пари между старыми представлениями и нововведениями, поддерживая этих молодых волков.

Нелегко говорить об этих режиссерах в целом. Уже по той понятной и совсем простой причине, что общим их правилом является отсутствие взаимоотношений между ними, как в этом признается Седрик Клапиш. Впрочем, кроме того, что они почти все одного возраста — 20-30 лет, сходство между ними и в том, что большинство из них прошло обучение в высших кинематографических школах, таких как IDMEC и институт Луи Люмьера. И как следствие, они являются настоящими профессионалами изображения, они – не кинематографисты-дешевки, и это хорошо заметно по их фильмам. К тому же это – авторы, которые сами пишут сценарии к своим фильмам, они переполнены идеями и хотят многое рассказать. И наконец, в своей специальности они объединились на практике, особенно в школе короткометражных фильмов. И как результат этой школы Эрик Рошан блестяще снимает «Как пальцы руки» с Френшем Кису, Кристиан Венсан – «Любовные истории заканчиваются плохо», Арно Десплешан – «Жизнь мертвых», а Матье Касович создает великолепный «Fierrot lе Роu» в перекличке с мистикой «Pierrot le Fou» Годара.

Но для того, чтобы родилось это новое направление, нужен был фильм, который, как фильм Франсуа Трюффо «400 ударов» для Новой волны, явился бы своеобразным толчком для французского киноискусства. Им стал «Безжалостный мир» Эрика Рошана в 1989 году. Этот фильм выводит на сцену Ипполита Жирардо («Вне жизни»), Ивана Атала и Мирей Перье. Быстрый и всеобщий успех фильма оказался возможен потому, что в нем вся французская молодежь узнала себя.

С 1989 молодое чудо появлялось на экранах дважды. Сначала в 1991 – фильм «Аuх yeux du monde» с Иваном Аталом, где молодой человек, разочаровавшись в жизни, берет в заложники детей в школьном автобусе. Наконец, 1994 год: презентация в Каннах и выход на экран

34

последнего фильма Рошана «Патриоты» все с тем же Иваном Аталом, но на этот раз погрузившимся в особый мир секретных служб. Абсолютно современная версия шпионских фильмов. За годы работы первооткрыватель Рошан занял свою нишу и стал безусловно фигурой во французском кино. Другой режиссер нового французского кино – Кристиан Венсан. Его фильм «Скромница» (1990) относится к жанру сентиментальной комедии, и уже вошел в классику кино. Он явился целым событием 1990 года, – сначала произвел фурор в кинозалах, а затем был удостоен многих призов, включая Сезара. Вскоре во Франции появится его новый фильм «Разделение» с участием Даниель Аотей.

Имя Арно Десплешана следует запомнить. Он появился в Каннах с фильмом «Часовой», который был несправедливо оставлен без призов. Этот восхитительный фильм (с участием Эммануеля Селинджера) возможно, один из лучших французских фильмов 90-х годов.

Другой удачливый режиссер – Ксавье Бовуа, который в фильме «Север» анализирует сложность взаимоотношений сына с его грубым отцом-алкоголиком. Он скоро выпускает новый фильм «Не забудь, ты скоро умрешь» – о молодом человека, больном СПИДом.

Близки Бовуа по жанру картины Седрика Кана, который в Каннах представил фильм «Слишком много счастья» и был уже известен своим первым фильмом «Рельсовый бар», который раскрывает страстные любовные отношения между 15-тилетним подростком и женщиной намного старше его.

Более веселые жанры нового кино могут гордиться многими молодыми режиссерами, которые умеют заставить смеяться, талантливо умеют быть смешными, оставаясь при этом умными. Например, это подвластно Седрику Клаписшу в фильме «Из всего ничего», с удивительным Фабрисом Лучини, актером постоянно растущего мастерства. Его новый фильм «Молодая опасность» уже получил приз на Парижском фестивале и вскоре появится на экранах.

Другой многообещающий комик Матье Касович, касаясь острой темы расизма во Франции, снимает «Метиску» – о женщине, разрывающейся между двумя любимыми, – молодым богатым и воспитанным африканцем и молодым рассыльным евреем, неудачником. История полна юмора и света.

И чтобы составить полный список, надо бы рассказать о Марионе Верну («Никто меня не любит»), Филиппе Ареле («История мальчика, который хотел, чтобы его поцеловали»), Доминике Малле («Близость»), Софи Фильер («Большая малышка»), Тони Маршале («Не очень католично»), Антуане Десрозиере («Под красивой звездой»), Эдвине Бели («Надо ли любить Матильду»), Агнес Мерле («Сын акулы»), Филиппе Лиорэ («Упавшие с неба»), Эрве ле Ру («Большое счастье»), Паскале Байи («Как делают люди»), Ксавье Дюринже («Индийское плавание»), Малике Шибане («Шестиугольник») и Лоуренсе Феррера Барбосса («У нормальных людей нет ничего необычного»), удостоенном недавно приза Сезар.

Этот список мог бы быть продолжен. Десплешан, Венсан, Рошан и все другие молодые режиссеры, которые последуют за ними принесут в кино Франции новые мысли, новую динамику. И своими столь непохожими, яркими и насыщенными первыми произведениями они доказывают, что название «Новая Новая волна» присвоено им не напрасно, и они могут законно претендовать на карьеру по крайней мере такую же, как и их старшие собратья по искусству. На них ложится ответственность за будущее французского кино. Одно точно: вы о них еще услышите.

Яник Франсуа

«Новая новая волна» – это выражение сейчас часто используют журналисты для описания картины «водоворота», возникшего в маленьком мирке французского кино в результате появления нескольких молодых и талантливых, и при этом чрезвычайно активных и честолюбивых режиссеров. Даже если их слава еще не вполне утвердилась, особенно за границами Франции, они, несомненно, составляют группу, призванную создать французское кино завтрашнего дня.

35

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+