Немезида / Nemesis (1992)

Телингатер Елена. Покушение на амплуа // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 28. – С. 54-55.

ОЛИВЬЕР ГРЮНЕР

Покушение на амплуа

Философ, боец, стоик, получеловек-полумашина – таков персонаж недавнего фильма Альберта Пайана «Немезида» вычурно-постмодернистской притчи об ужасах и чудесах XXI века. Новый герой неуязвим, как Терминатор, охвачен смятением, как Робокоп, пытается найти свое место в свихнувшемся мире, как Безумный Макс.

Квазисупермена играет Оливье Грюнер. свежая сенсация жанра «экшн». 34-летний парижанин, спортсмен, бывший морской пехотинец, чемпион по кикбоксингу, ныне – актер и продюсер. По совместительству – каскадер, исполняющий в своих фильмах самые невероятные трюки, порой сопряженные со смертельной опасностью.

– «Немезида» – кровавый фильм, – говорит Грюнер. – Пролилась не только красная краска – один раз я очень сильно порезался о стекло, выпрыгивая в окно. Почему не использовал дублера? Не волнуйтесь, я делаю то, что мне нравится. Каждый день прихожу со съемочной площадки

54

избитый, исцарапанный, уставший, как собака, и думаю – как же я счастлив!

Сын парижского хирурга, Оливье после школы отправляется служить в армию. Ему было восемнадцать лет. Там он увлекся каратэ в стиле шотокан, занимался другими восточными единоборствами и, наконец, добился перевода в элитарную команду морских пехотинцев, служивших в Африке.

– С физической точки зрения эти годы – самые трудные. Мы должны были уметь все. Порой нам приходилось делать такое, на что сегодня я бы не решился. Но в то время, по молодости… Когда я говорю постановщикам комбинированных съемок, что тот или иной эпизод можно сделать «живьем», они смеются. Считают, что я над ними подшучиваю.

После демобилизации мирная парижская жизнь казалась ему пресной и банальной. Он начинает заниматься профессиональным кикбоксингом и через три года становится чемпионом Франции (этот титул присуждали ему трижды). В 1986 году боец завоевывает титул чемпиона мира в суперлегкой весовой категории, а год спустя, непобежденным, решает бросить спорт, чтобы все начать сначала.

Грюнер впоследствии признавался, что даже не помышлял о кинокарьере. Он рассчитывал позировать для журналов, и его охотно приглашали для рекламы мужских товаров. Затем – рекламные ролики на телевидении, и вот один из его друзей, обратив внимание на редкую фотогеничность и врожденный шарм, посоветовал ему «засветиться» на набережной Круазетт во время очередного Каннского фестиваля.

А в 80-е, действительно, с распространением видео, на котором можно изучить на последовательных стоп-кадрах все движения, стойки, прыжки и удары, актеров в боевиках начали вытеснять профессиональные спортсмены. Уже несколько лет блистал Арнольд Шварценеггер, демонстрировал на экране внушительные мускулы Дольф Лундгрен, наметился переход из класса «Б» в класс «А» Жан-Клода Ван Дамма. Продюсеры лихорадочно искали новых героев, и поэтому обаятельный кикбоксер, имеющий к тому же опыт съемок на телевидении, пришелся ко двору. Грюнер сумел заключить эксклюзивную сделку с независимой компанией «Империал энтертейнмент» на съемки в трех фильмах.

Первый, «Город ангелов», появился в 1990 году и быстро исчез с прилавков видеомагазинов, а в кинотеатрах не демонстрировался вовсе. Грюнеру пришлось пережить немало горьких и неприятных минут, прежде, чем он смог понять, что игра в фильме – не позирование, что нужно уметь выбирать проект, что актеру «экшн» пробиться в высшую лигу, пожалуй, еще труднее, чем драматическому. «Город ангелов» оказался типичной проходной дешевкой, которую снимают за пару недель, чтобы быстро продать и забыть. Грюнер сыграл в нем крутого парня, и единственное, что достойно внимания в этом опусе – удивительная, почти звериная грация начинающего актера, которая, однако, начисто испаряется, когда от действий он переходит к словам.

Расстроенный неудачей, Грюнер не снимался два года. Но, не тратя времени впустую, упорно учился. Учился актерскому мастерству, умению читать сценарии и отличать хорошие от плохих и прочим кинопремудростям.

В Голливуде многие были удивлены, когда некий Грюнер, которому оказали честь и пригласили на съемки с участием Рэй Доун Чон, отказался, потому что роль была не главной, а проект – малоинтересным. Но чутье не подвело Оливье Грюнера: его следующий выбор, футуристический боевик Альберта Пайана «Немезида», сделал его кумиром подростков во всем мире. Герой, от решения которого зависит будущее человечества, непоколебимый и несгибаемый внешне, мятущийся и страдающий в душе, способный в одиночку победить целую армию, стал квинтэссенцией современного человека, выходящего во вселенную.

И хотя эта картина тоже вышла только на видео, она мгновенно стала «хитом». В Москве «Немезида» появилась у видеопиратов летом 1993 года и в течение долгих недель входила в первую десятку неофициальных лидеров рынка. Успех открыл перед Грюнером двери больших студий, но и на сей раз актер не торопился. Еще в 1993 году он основал собственную кинокомпанию «Грюнер продакшн» и сейчас рассчитывает сделать первый по-настоящему «свой» фильм.

Скорее всего, это будет вестерн, но с обильным вкраплением сцен восточных единоборств. Грюнер говорит, что его героем станет французский офицер, который в 1840 году оказался в Японии, учился там искусству каратэ, а затем попал на американский Дикий Запад. Грюнера часто сравнивают с Ван Даммом, но ему это не нравится. Если брюсселец — Эррол Флинн эры новых технологий, то парижанина нельзя не сравнить с Хамфри Богартом, незабываемым героем «черных» лент классической эпохи Голливуда. Тот же печальный цинизм в глазах, та же ледяная, мрачная мудрость, та же борьба за достоинство в любой, даже самой мерзкой и скользкой ситуации. Он привыкает по-богартовски не играть ни на чьей стороне, поскольку правильный выбор в его ситуации отсутствует, и становится последним рыцарем-индивидуалистом в обществе, где все контролируют всех, где нет правых и виноватых, где предают предателей и убивают убийц.

Впрочем, в реальной жизни Оливье Грюнер совсем другой человек. Английский журналист Дэвид Олдридж, бравший у него интервью накануне выхода в Англии «Немезиды», был приятно удивлен шармом и обходительностью новой звезды. Грюнер сумел потрясти невозмутимого англичанина, поведав о своей диете и распорядке дня. По выходным актер встает в пять утра, в рабочие – в три. Четыре часа тренируется, затем следует «легкий завтрак» – 12 вареных яичных белков, чашка лесных ягод, банан и чашка риса. После этого – деловые встречи, чтение сценариев, обсуждение проектов. Вечером еще одна тренировка, а в 10 Грюнер ложится спать. Он уверяет, что очень редко нарушает этот строгий распорядок.

– Я стремлюсь к идеальному не только для того, чтобы быть в хорошей форме для съемок. Нужно уметь получать удовольствие и от результата, и от пути его достижения. Самые прекрасные моменты в моей жизни – это когда рано утром бежишь навстречу восходящему солнцу.

Большинство актеров «экшн» стремятся расширить свой репертуар, играть в драматических лентах, и Грюнер – не исключение.

– Конечно, придется сыграть еще в нескольких боевиках. Пока что продюсеры считают, что мои жесты сильнее моих слов. Но я не хотел бы, чтобы мои поклонники считали меня машиной убийств. Мне хочется, чтобы мои герои выглядели людьми, а не суперменами.

«Когда компьютерная сеть выдала ему сведения о новом задании, он каким-то таинственным образом почувствовал, что жизнь его изменится», – с этих закадровых слов начинается «Немезида». Изменится ли актерское амплуа Оливье Грюнера?

Елена ТЕЛИНГАТЕР

55

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+