Опасные связи / Dangerous Liaisons (1988)

Карцева Елена. Не кротость суть женщины – страсть // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 28. – С. 88-91.

Она стала знаменитой сравнительно недавно, вскоре после того, как на экраны вышла фильмы «Роковое влечение» (1987) и «Опасные связи» (1988). Слава пришла наконец к сорокалетней актрисе.

Не кротость суть женщины – страсть

Вхождение Гленн в систему американского кино не было простым. Куда быстрее освоилась она на Бродвее, хотя конкуренция там не менее острая, чем в Голливуде. Помог случай. В 1975 году по рекомендации наставника Хоуарда Скэммона она была приглашена в знаменитый «Финикс-тиэтер» на эпизодическую роль в спектакле «Любовью за любовь» Уильяма Конгрива. Вдень премьеры главная исполнительница не смогла выйти на сцену. Спасая спектакль, дебютантка за одну ночь выучила текст. Ей исполнилось 28 лет, когда она получила этот первый подарок судьбы.

Гленн Клоуз родилась в 1947 году в Гринвиче, штат Коннектикут, в типичной новоанглийской семье, в богатом поместье своего прадеда, английского аристократа.

88

У ее отца было несколько клиник в Швейцарии и Африке, и он проводил много времени за границей. В 1960 году родители уехали в Африку и провели там в общей сложности 16 лет. Все это время дети учились в разных закрытых школах.

В 1968 году Гленн вышла замуж за рок-гитариста Кэбота Уэда и благодаря своему прекрасному сопрано стала членом ансамбля «Да здравствуют люди». Идеи молодежной контркультуры явились для нее не абстрактным понятием, а жизненным принципом.

В 1972 году по совету Гарольда Гускина певица поступила в знаменитый театральный колледж «Уильям и Мэри», а потом перешла в театральную школу «Фи Бета Кэп-па». Там она познакомилась с Хоуардом Скэммоном, который высоко оценил ее актерские способности. Гленн бралась за каждую работу, которая сулила профессиональное совершенствование. Она играла в «Короле Лире», «Татуированной розе», «Трамвае «Желание», мюзикле «Рекс».

В это время режиссер Джордж Рой Хилл приступил к экранизации романа Джона Ирвинга «Мир по Гарпу». В поисках актеров он ходил во все бродвейские театры, где и нашел Клоуз. Она надеялась получить роль Элен Холм, жены главного героя. Каково же было ее изумление, когда Хилл предложил ей сыграть Дженни Филдс, мать героя. Однако отказаться не рискнула. За что и была вознаграждена первой номинацией на Оскара.

Спустя полгода режиссер Лоренс Кэздан послал ей сценарий фильма «Большое разочарование». Хотя картина не сулила никаких откровений, она дала согласие, ибо речь в ней шла о проблемах того поколения, чья юность пришлась на бурные 60-е, отмеченные молодежными выступлениями протеста. Об этой роли даже не стоило бы вспоминать, если бы она не заключала в себе некую парадигму кинематографического творчества Гленн Клоуз. Именно в образах таких добрых, способных к самопожертвованию и состраданию героинь ее предпочитали видеть постановщики. Виной тому были достаточно заурядные внешние данные актрисы, обрекавшие ее оставаться на периферии действия.

В одном из эпизодов, сияя своей лучезарной улыбкой, Сара говорит: «Иногда я устаю быть хорошей девушкой». Сама Гленн Клоуз повторяла эту фразу в своих интервью десятки раз, но никто из режиссеров в те годы не уловил тоски актрисы по настоящему творчеству. Ничего нового не смог предложить ей и Роберт Редфорд, хотя страстно добивался ее участия в ленте «Самородок». Он даже уплатил неустойку продюсерам «Бостонцев», с которыми у Клоуз уже был подписан контракт, но все-таки заполучил ее в свой фильм. Сам он сыграл в нем бейсболиста Роя Хоббса, который на своем жизненном пути встретился с тремя женщинами – чувственной Мемо Парис (Ким Бейсингер), темпераментной Харриет (Барбара Херши) и благородно спокойной Ирис. Первая из них намеревалась его отравить, вторая – зарезать, и только третья – полна смирения. По ее поводу Гленн Клоуз заметила с неприкрытым

89

сарказмом: «Было бы здорово, если бы все женщины были такими, как моя героиня – такими любящими, такими верными, готовыми принять любимого назад на любых условиях. И все же я надеюсь, что «Самородок» поможет мне избавиться от власти образа Дженни Филдс в моей карьере».

Но Боб Редфорд пошел на крупные финансовые затраты именно потому, что нуждался в ее умиротворенно-спокойном имидже. Как это часто бывает, первая удачная роль на долгие годы стала визитной карточкой актрисы в кино.

– Я умоляла Кэздана дать мне роль в вестерне «Сильверадо», но он отклонил мое предложение, заявив: «Ты слишком чиста для таких фильмов».

Роль Ирис лишь укрепила представление о ней как о «голубой героине». Бродвейские обозреватели, постоянно пишущие о Клоуз, не раз отмечали парадоксальный, на первый взгляд, факт: «Несмотря на ее пылающую чувственность, в кино она никак не может отрешиться от спокойствия «матушки земли», присущего Дженни Филдс». Здесь следует сделать лишь одну, но существенную поправку: не «она не могла» отрешиться, а «ей не позволяли» отрешиться от этого спокойствия, тиражируя его в каждом новом фильме. Прав оказался Хоуард Скэммон, приведший Гленн Клоуз на Бродвей и сказавший, что «фильмы первой половины 80-х показывают лишь контролируемую сторону ее личности, подождем, когда кто-нибудь предложит ей настоящую роль».

Важным шагом на пути к раскрепощению стал фильм «Зазубренное лезвие», в котором она сыграла адвоката Тедди Барнс, защищающую на процессе красавца-миллионера Джека Форрестера, обвиняемого в садистском убийстве своей жены. Это была ее седьмая киноработа, а по сути первая, где использован весь огромный потенциал.

В «Роковом влечении» Гленн Клоуз удостоится «чести» получить роль убийцы. На вечеринке по поводу выхода новой книги адвокат Дэн Гэлехер знакомится с издательницей Алекс Форрест (Клоуз), проводит с ней уик-энд. а потом возвращается к своей семье. Алекс начинает преследовать Дэна и едва не убивает его жену Бетт. Спрятавшись в ванной, она набрасывается на соперницу с ножом. Общими усилиями супруги одолевают женщину-монстра. Ради этой финальной сцены в ванной Эдриан Лайн, судя по всему, и снимал фильм. И поставлена она потрясающе, необыкновенно эмоционально и зрелищно, с четкой проработкой всех пауз и мизансцен.

Лайн не только рассмотрел в холодноватой, воспитанной Клоуз мощное сексуальное начало, но и сумел найти ему применение, предложив Гленн показать драму обманутой женщины, которая не может смириться с тем, что ее выбросили вон, как ненужную игрушку. В образе ее героини доведены до логического завершения два основных постулата феминистской идеологии – яростная защита женщиной своего человеческого достоинства и не менее яростное отрицание мира добропорядочной семьи. Феминистки были возмущены «самым умным женоненавистническим фильмом в кино США последних лет» (по определению Кэти Мэйо).

А Гленн Клоуз была чрезвычайно довольна и после выхода «Рокового влечения» на экраны заявила:

– Обычно меня приглашали на роли добрых, чистых героинь. Но посмотрите на меня сейчас! Смертельная оторва! Холодная сука!

Из уст представительницы нью-йоркского высшего общества слышать такое непривычно, но в контексте творческой судьбы актрисы смысл этих слов ясен.

Вскоре она получила лестное предложение сыграть интриганку маркизу де Мертей в «Опасных связях». Приступая к экранизации знаменитого романа Пьера Шодерло де Лакло, вернее, написанной на его основе пьесы современного английского драматурга Кристофера Хэмптона, режиссер Стивен Фрирз не скрывал, что намеревался снять фильм о чувствах, интересный для массовой публики. Сюжет давал для

90

этого прекрасную основу. Когда в конце, освистанная высшим светом, которым привыкла помыкать, маркиза в один миг превращается в дряхлую старуху с грубо размалеванным лицом, и из ее глаза выкатывается слеза, с трудом пробивая дорогу через тяжелый слой грима, скрывающий багровую кожу, невозможно удержаться от сострадания к этому перехитрившему себя существу. Не каждому актеру выпадает возможность сыграть такую роль. Гленн Клоуз она оказалась как раз по плечу.

«Роковое влечение» и «Опасные связи» стали вершинами в ее творческой биографии, помогли избавиться от комплекса «голубой героини». В 1987 году Гленн в третий раз вышла замуж и родила дочь. Этот поздний ребенок и побудил ее обратиться к сценарию «Ближайших родственников», в котором речь шла о немолодой бездетной паре, решившей взять на воспитание младенца. Кстати, в создании картины принимала участие собственная фирма Клоуз, основанная ею вместе с мужем Джоном Старком.

Критик Росс Уэцтен отмечала: «Я заметила, что Гленн Клоуз никогда не говорит о самой себе в единственном числе, но только как о части поколения. Вновь и вновь наш разговор возвращается к ее друзьям по профессии – Мерил Стрип, Мэри Бет Херт, Кевину Клайну, Билу Херту, Мэнди Пэтинкину, Джо Бет Уильямс. Одна из ее важнейших особенностей состоит в том, что она с равным успехом работает как на театральных подмостках, так и в кино. Она полноправная представительница этого первого поколения американских актеров, сделавших полноценную карьеру в двух видах искусства». Особенно близко две сферы творческой деятельности актрисы сошлись в «Гамлете», где она воплотила королеву Гертруду.

Судьба Гленн Клоуз в искусстве в целом сложилась удачно. Актриса сумела преодолеть неблагоприятное начало своей карьеры и показать все, на что способна. Это подтверждают и ее последние работы в «Доме духов» и «Газете».

Елена КАРЦЕВА

91

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+