Плетёный человек / The Wicker Man (1973)

Плетёный человек / The Wicker Man (1973): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Плетёный человек» / «The Wickerman» (Европа: вариант написания названия), «Плетёный человек» Энтони Шаффера» / «Anthony Shaffer’s The Wicker Man» (Великобритания: полное название).

Великобритания.

Продолжительность 88 минут (расширенная версия – 99 минут, итоговый монтаж – 94 минуты).

Режиссёр Робин Харди.

Автор сценария Энтони Шаффер по роману Дэвида Пиннера (без указания в титрах).

Композитор Пол Джованни.

Оператор Гарри Уэксман.

Жанр: криминальный фильм, фильм ужасов, мюзикл, детектив, триллер

Краткое содержание
Сержант полиции Хауи (Эдвард Вудвард) регистрирует поступившее по почте заявление об исчезновении маленькой девочки Роуэн Моррисон (Джеральдин Каупер) на одном из удалённых шотландских островов и отправляется туда, чтобы разобраться в обстоятельствах дела. Однако местные жители ведут себя крайне подозрительно, то утверждая, что не знают никакой Роуэн, то — уверяя, что она давно мертва. Внезапно Хауи озаряет догадка, что виной всему исповедуемые островитянами во главе с таинственным Лордом Саммерайлом (Кристофер Ли) языческие культы и что Моррисон является жертвой, подготовленной к сожжению на ближайшем майском празднике урожая.

Также в ролях: Дайан Силенто (мисс Роуз), Бритт Экланд (Уиллоу), Ингрид Питт (библиотекарша), Линдси Кемп (Элдер МакГригор), Рассел Уотерс (Харбур Мастер), Обри Моррис (старый садовник / гробокопатель), Айрин Сантерс (Мэй Моррисон), Уолтер Карр (школьный педагог), в эпизоде Робин Харди (прислужник, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 05.11.2017

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Плетёный человек / The Wicker Man (1973): кадр из фильма
Торжественный момент наступает

Необычность замысла и новаторство авторов, безусловно, не может не оценить любой, кто хоть немного разбирается в фильмах ужасов, ознакомившись с достаточным количеством жанровых образчиков (включая слабый американский римейк, который не спасло даже присутствие хороших актёров). Однако подлинную революцию «Плетёный человек» произвёл в рамках именно британской традиции хоррора, за полтора десятилетия приучившей публику к рафинированному, завуалировано эротичному, размеренному и опосредованному в показе страшного – одним словом, насквозь пронизанному викторианским духом зрелищу. Тем удивительнее, что именно Кристофер Ли, бессмертный Дракула и вообще – один из ведущих артистов студии Hammer Film Productions, согласился1 воплотить образ инфернального властителя острова. Его Лорд Саммерайл в лице пришлеца иезуитски искушает тех самых, умеренно консервативных и набожных соотечественников-пуритан, произнося богохульные речи во время истовой молитвы Хауи, делано удивляясь его возмущению бесстыдными ритуалами и повсеместным поощрением распутства, наконец, заклиная высшие силы принять жертву – Дурака, прибывшего по собственной воле…

Плетёный человек / The Wicker Man (1973): кадр из фильма
Сжигание Плетёного человека

Противопоставление устоявшемуся канону, отжившему и, по убеждению Робина Харди, показавшему свою несостоятельность, происходит на всех уровнях. Режиссёр-дебютант предлагает собственную стилистику, совмещая приёмы из арсенала приверженцев реализма2 с использованием световых фильтров, позволивших придать утончённость виду обнажённых натурщиц. В сочетании с изощрённой интригой, частично позаимствованной сценаристом Энтони Шаффером, живым классиком чисто английского детектива, из романа «Ритуал» Дэвида Пиннера, это создаёт уникальный эффект, вслед за Хауи прививая лёгкую паранойю зрителям. Более того, Харди не только лично отметился в образе священника, сообщающего, что местная церковь запущена и давно не функционирует, но и демонстративно сделал сержанта полиции истовым поборником правящей религии. И лишение его в финале властных полномочий поневоле рифмуется с исторически неизбежной утратой христианством лидирующих позиций под натиском новых наваждений. Неоязычество оказывается более гибким и актуальным, опираясь на науку и вместе с тем – взывая к подавленным библейской цивилизацией животным инстинктам, а главное, не страшась непосредственного сопоставления с верой в Иисуса. Лорд даже убеждает Хауи, что они дают ему величайший дар – дар мученичества, позволяющий обрести вечную жизнь и попасть в число святых. Однако от такой альтернативы, в своём пределе выливающейся в сожжение на фоне живописного заката гигантского чучела Плетёного человека с узником внутри, воистину – кровь стынет в жилах!

.

__________
1 – Причём забесплатно, прозорливо поняв, что роль станет одной из лучших в его карьере.
2 – От представителей «рассерженных молодых людей» до мастеров-одиночек вроде Кена Лоуча и Майка Ли.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+