Последний киносеанс / The Last Picture Show (1971)

Последний киносеанс / The Last Picture Show (1971): постер

Полнометражный фильм (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).

Другое название: «Последний сеанс» (вариант перевода названия).

США.

Продолжительность 118 минут.

Режиссёр Питер Богданович (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).

Авторы сценария Ларри Джефф МакМертри, Питер Богданович (номинация на «Оскар») по роману Ларри Джеффа МакМертри.

Музыка группы Bob Wills and His Texas Playboys, Фила Харриса, Джонни Стэндли, Хэнка Томпсона.

Оператор Роберт Сартис (номинация на «Оскар»).

Жанр: драма

Краткое содержание
Сонни Кроуфорд (Тимоти Боттомс) оканчивает школу в провинциальном техасском городке Анарене в начале 1950-х годов и поневоле становится перед выбором, что же делать в жизни дальше? Со своей девушкой Шарлин Даггс (Шэрон Уллрик) он расстаётся, поскольку не испытывает к ней особых чувств, а тайно влюблён в красавицу Джэси Фэрроу (Сибилл Шеперд, номинация на «Золотой глобус»), с которой встречается Дуэйн Джексон (Джефф Бриджес, номинация на «Оскар»), лучший друг Сонни. Внезапно вспыхнувший страстный роман Кроуфорда с Рут Поппер (Клорис Личмен, премия «Оскар» и номинация на «Золотой глобус») — сорокалетней женщиной, глубоко несчастной в браке, вроде бы должен расшевелить душу парня. Но…

Также в ролях: Бен Джонсон (Сэм-лев, премии «Оскар» и «Золотой глобус»), Айлин Бреннан (Дженевьева), Эллен Бёрстин (Лоис Фэрроу, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»), Клу Гулагер (Эбилен), Сэм Боттомс (Билли), Рэнди Куэйд (Лестер Марлоу), Джо Хиткок (шериф), Билл Турман (тренер Поппер), Бэрк Дойл (Джо Боб Боэнтон), Ноубл Уиллингем (Честер), Фрэнк Маршалл (Томми Логан), в эпизоде Питер Богданович (диск-жокей, озв., без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 24.06.2017

Авторская оценка 10/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Последний киносеанс / The Last Picture Show (1971): кадр из фильма
Американский паренёк

Наверное, ощутимый художественный – да и коммерческий – резонанс, вызванный современным вестерном «Хад» /1963/ (с Полом Ньюманом в заглавной роли) не способствовал получению Лэрри Джеффом МакМертри широкой известности. Во всяком случае Питер Богданович ничего не слышал об этом техасском писателе, пока актёр Сол Минео не принёс начинающему режиссёру его роман. Прошедший отличную школу глубоко личного (можно сказать, интимного) постижения истории «седьмого искусства» в синематеке, её теоретического осмысления и, наконец, не менее удачную практику под руководством Роджера Кормана, едва отметивший тридцатилетний юбилей кинематографист понял, что это – то самое, к чему лежит его душа. Богданович с величайшей бережностью, в тесном контакте с МакМертри, реконструировал на экране атмосферу вымышленного населённого пункта Анарене (в книге – Талиа), приняв решение провести съёмки в Арчер-сити. В том самом городке, где Ларри появился на свет и который, соответственно, послужил прототипом. После долгих и тщетных поисков цветового решения, проводившихся (совместно с художницей-постановщиком Полли Плэтт) в надежде передать серость, тусклую обыденность населённого пункта, исключительной важности совет снимать фильм на чёрно-белую плёнку дал Питеру Орсон Уэллс. Тем самым мэтр – невольно поспешествовал повторению случая с «Гражданином Кейном» /1941/.

Последний киносеанс / The Last Picture Show (1971): кадр из фильма
Нет повода для радости

Правда, спустя три десятилетия шедевр другого юного новатора всё же ждал заслуженный триумф, вылившийся в несколько номинаций на премию «Оскар» (из восьми номинаций реализовались две) и иные награды, в том числе ряда ассоциаций кинокритиков, а также – в огромный в своём роде зрительский успех. При явно скромном бюджете, $1,3 млн., прокатная плата составила, обеспечив картине место среди десяти лидеров сезона, $13,1 млн. – немногим меньше, чем у тематически близких (и тоже блистательных!) кинолент «Лето 42-го» и «Познания плоти». И дело не только в кричащей (на грани вызова!) актуальности материала, что в первую очередь касается раскрытия сексуальных университетов тинэйджеров из глухой американской провинции, заставившей цензоров из США присвоить фильму строгий рейтинг «R», а из Великобритании – вообще «X». Напротив, свершившаяся через десять-пятнадцать лет «революция» в сфере отношения людей Запада к половой жизни едва ли способствовала бы разрешению мучительных проблем как только-только взрослеющих парней и девушек, так и уже зрелых мужчин и женщин из Анарене. По прозрению МакМертри и Богдановича, неудовлетворённая чувственность, в том числе принимающая причудливые, гедонистические1 или даже перверсивные (как в случае с Джо Бобом, сыном священника) формы, суть ярчайшее проявление неизреченной глубинной тоски экзистенциального свойства. Куда жить?.. Этот вопрос, извечный для интеллигенции, рано или поздно должен был вспыхнуть и в сознании таких недалёких, но всё-таки – ищущих и не утративших способности чувствовать натур, как Кроуфорд или Фэрроу. Ведь спонтанная идея их свадьбы была обречена изначально – а какова альтернатива? Смерть Сэма-льва, чуть ли не последнего олицетворения вольного духа того самого, настоящего Дикого Запада; ссора с Дуэйном с последующим примирением и отъездом Джексона на войну в Корею; нелепая гибель умственно отсталого подростка Билли, доброго и безобидного; наконец, отчаяние Рут… Пустынный анаренский пейзаж с обдуваемым ветром лачугами, плотными облаками пыли, опавшими листьями и перекати-поле, с опустевшим кинотеатром как нельзя лучше выражает душевное состояние Сонни.

Последний киносеанс / The Last Picture Show (1971): кадр из фильма
Девушка вступает в жизнь

Номинально проходной эпизод урока английской литературы – принципиально важен, фиксируя реакцию (вернее, её отсутствие) учеников на проникновенное стихотворение2 Джона Китса. Затем следует резкий монтажный стык, и тренер Поппер, подгоняя нерадивых подопечных, ядовито комментирует: «Бежать, вы, мелкие хлюпики! Бежать! Соображайте! Соображайте! Вы должны быть мужиками, как все мы. Никто из вас не красив настолько, чтобы стать женщиной». Ещё не одно поколение (за Кореей последует Вьетнам) будет зажато в тиски безысходности и бесперспективности, лишь догадываясь о существовании высоких идеалов, о существовании когда-то давно, в лучшем случае – где-то далеко, определённо дальше развесёлой Мексики. Лишь местный кинотеатр позволяет ненадолго прикоснуться к чуду – коллективному вместилищу прекрасных людских грёз. Однако Сонни и Дуэйн уже посетили свой последний киносеанс…

.

__________
1 – Вспомним эпизод вовлечения Джэси в оргию представителей тамошней золотой молодёжи, завершившийся трогательным и волнительным сеансом стриптиза.
2 – В вольном переводе звучит так: «Когда наше поколение истощит уходящий век – заживёте вы в новом мире, где будет больше человечности. И будет сказано вам: «Красота – это правда». Это всё, что вы будете знать о земле, и это всё, что вам надо знать».

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Материалы о фильме:
Брэкман Джэкоб. О классификации фильмов // На экране Америке. – М.: Прогресс, 1978. – С. 71-78.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+