Посылка / The Box (2009)
Другое название: «Коробка» (вариант перевода названия).
США.
Продолжительность 115 минут.
Режиссёр Ричард Келли.
Автор сценария Ричард Келли по рассказу Ричарда Мэтисона.
Композиторы Уин Батлер, Режин Шассанье, Оуэн Паллетт.
Оператор Стивен Постер.
Жанр: драма, кинофантазия, детектив, триллер
Краткое содержание
Декабрь 1976-го года. Норма Льюис (Кэмерон Диас), работающая учительницей в престижной школе, с ужасом узнаёт, что руководство приняло решение об отмене скидки на обучение детей преподавателей, что ставит её с мужем Артуром (Джеймс Марсден), инженером НАСА, в сложное финансовое положение. В этот момент семье приходит странная посылка, а чуть позже появляется некто мистер Сьюард (Фрэнк Ланджелла). Пожилой джентльмен с огромным ожогом на лице делает паре заманчивое, но очень необычное предложение: если нажать на кнопку прибора, присланного по почте, супруги получат миллион долларов — но при этом умрёт кто-то, кого они не знают.
Также в ролях: Джеймс Ребхорн (Норм Кэхилл), Холмс Осборн (Дик Бёрнс), Сэм Оз Стоун (Уолтер Льюис), Джиллиан Джейкобс (Дана), Селиа Уэстон (Лана Бёрнс), Лиза К. Уайэтт (Ронда Мратин), Марк С. Картье (Мартин Тиг), Кевин Робертсон (Уэнделл Мэтисон), Мишель Дурретт (Ребекка Мэтисон), Бэзил Хоффман (Дон Поутс).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 23.01.2021
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Рассказ Ричарда Мэтисона «Кнопка, кнопка», впервые опубликованный на страницах журнала Playboy (в номере за июнь 1970-го года), прекрасно подходил под формат телевизионных сериалов, снимавшихся на стыке мистики и научной фантастики, – и действительно послужил в 1986-м основой для одного из выпусков1 «Сумеречной зоны». Это само по себе исчерпывающе объясняет выбор Ричарда Келли, влияние на творчество которого подобной продукции с очевидностью раскрылось уже в самом признанном его фильме – мрачной, параноидальной кинофантазии «Донни Дарко» /2001/. Фильм проникнут схожей, затянутой пеленой, размытой атмосферой на грани между вымыслом и реальностью, идеально соответствующей догадке Артура Чарльза Кларка («Любая достаточно развитая технология неотличима от магии»), до глубины души поразившей его тёзку, трудящегося в НАСА.
В центре повествования находится моральная дилемма, которую вынуждены решать Льюисы, с одной стороны, как нормальные люди, с уважением относящиеся к чужой жизни и отнюдь не желающие смерти кому бы то ни было, пусть даже и незнакомому, но с другой… Особенно точна красавица Кэмерон Диас в непривычном для себя амплуа обыкновенной женщины, скромной учительницы, переживающей из-за физического недостатка – травмированной ноги. Да и карьера мужа, по странному стечению обстоятельств, даёт серьёзный сбой именно теперь. Всё это на самом деле не смертельно, но за двадцать четыре часа, отведенные Стюардом, обывательское, мещанское начало с неотвратимостью берёт верх. Как ни крути, миллион долларов – огромная сумма (особенно в ценах 1976-го), которая поможет реализовать сокровенные мечты, а незнание жертвы существенно облегчает задачу, делая плату за полученное вознаграждение сносной. Заметим мимоходом, что из тех же соображений название неплохо бы перевести иначе, как «Коробка», тем более что мистер Сьюард разражается философской тирадой2 о современном человеке, существующем исключительно в коробках (вроде домов и автомобилей) и находящем последнее пристанище тоже в коробке – в гробу. Вот только Артуру и Норме не надо было забывать, что за любой совершённый поступок приходится нести ответственность, особенно с учётом того, что они были заранее предупреждены о последствиях, пусть и намёком. В конце концов сама внешность посланника, оговорившегося, что не имеет права ничего сообщать о своих работодателях, должна навеять глубокие размышления…
Казалось бы, на этом кинематографистам и надлежало сосредоточиться. Однако режиссёр-сценарист, наверное, не был бы самим собой, если б резко не усложнил сюжет, не привнёс в историю дополнительное измерение. Он не просто поддался влиянию Питера Медака, вложив в уста Нормы убедительные возражения против доводов автора литературного первоисточника, в котором незнакомым человеком, лишавшимся жизни после нажатия кнопки, оказывался муж, по-настоящему так и не познанный женой. Там, где создатели телеверсии поставили точку (точнее, тревожное многоточие), действие «Посылки» начинает развиваться с утроенной энергией. Презрев грозные предупреждения, Артур пытается разобраться в сути происходящего – и в общем-то добивается результатов. Выясняется, что за частным случаем (за судьбами конкретных индивидов) стоит система: деятельность могущественных спецслужб, будь то ЦРУ или АНБ, покажется копошением слепых котят в коробке на фоне глобального эксперимента, проводимого над землянами кем-то, чью волю Сьюард безропотно исполняет. Вместе с тем, стремясь сгладить гнетущее впечатление от очередной мрачной теории заговора, Келли делает принципиальную оговорку. Даже не пройдя морально-этический тест (сформулированный ещё Франсуа Рене де Шатобрианом в трактате «Гений христианства» /1802/), дальнейшими поступками Льюисы всё же оставили надежду на то, что человечество пока не утратило главное качество – готовность отдельной особи к самопожертвованию ради продолжения биологического вида.
.
__________
1 – Двадцатый сегмент первого сезона, в котором образ инфернального посланника, к слову, воплотил Бэзил Хоффман, на сей раз приглашённый на роль второго плана.
2 – Почти дословно повторяя соображения молодых интеллектуалов из мелодрамы «Кружевница» /1977/, творчески развивших теорию отчуждения Карла Маркса.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий