Пьяный мастер / Jui kuen / Drunken Master (1978)

Жемчугов Ал. Джеки молниеносный // Видео-Асс. – 1991, № 04. – С. 76-78.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «ВИДЕО-ACC»

ДЖЕКИ МОЛНИЕНОСНЫЙ

Наследник «Маленького дракона»

Гонконг иногда называют «азиатским Голливудом» – его студии с избытком удовлетворяют спрос мирового кинорынка на боевики, демонстрирующие мастерство китайской боевой борьбы – гунфу (в Европе ее принято называть кунгфу). Подавляющее большинство этих лент составляют фильмы с незатейливым сюжетом, призванным связать воедино сцены головокружительных схваток. Почти все актеры на самом деле спортсмены-профессионалы, чье искусство, в сущности, и привлекает поклонников «фильмов гунфу». Однако и среди гонконгских мастеров есть бесспорные звезды с подлинным актерским даром, которым удалось подняться над штампами своего ремесла. Вначале это был легендарный Брюс Ли, получивший за сходство с одним из своих киногероев прозвище «Маленький дракон». Теперь ему на смену пришел другой кумир.

АТАКА «ПЬЯНОЙ ОБЕЗЬЯНЫ»

«Бедняжка, чем вы будете его кормить? Не лучше ли передать малыша в более состоятельную семью? Сейчас так много бездетных, но богатых людей, мечтающих усыновить младенца», – примерно так уговаривала молодую мать акушерка, принимавшая роды 7 апреля 1954 года в семействе Чанов, никому до той поры не известных. Дело было в Гонконге. Безграмотная акушерка давала советы от чистого сердца, не подозревая, что новорожденный карапуз в ее руках – будущий миллионер, чье имя одни будут произносить с завистью к его молниеносным всесокрушающим кулакам, другие – к славе кинозвезды.

Малыша назвали Джеки. Джеки Чан. Вскоре родители отправились в Австралию на заработки, семилетнего сына отдали в школу-интернат, где готовили актеров для пекинской оперы. Кстати, мать Джеки и сейчас работает уборщицей в посольстве США в Канберре. Как рассказывают, она категорически отклоняет все приглашения сказочно разбогатевшего сына переехать обратно в Гонконг, поскольку не хочет терять своего очень выгодного, по ее мнению, места.

Итак, Джеки поступил в школу пекинской оперы, в которой проучился почти десять лет. Надо сказать, что пекинская опера очень отличается от европейской. Здесь мало иметь хороший голос: от артистов требуется еще и виртуозное владение своим телом. Резкие, отточенные движения, прыжки, «растяжки» – все это очень напоминает приемы гунфу.

Школа еще не сцена, но учителя беспощадны, тренировки изнурительны, а будущее – неопределенно. Скорее всего парня ждала судьба гангстера или наемного телохранителя, поскольку именно на этом поприще легче всего

76

было преуспеть выпускникам школы. Но жизнь распорядилась иначе.

В 15 лет Джеки, одолевший полный курс пекинской оперы, становится каскадером на одной из многочисленных киностудий Гонконга, где работает несколько лет за мизерную плату. Небольшие роли в местных китайских театрах, редкие эпизоды во второразрядных фильмах были далеки от образа романтического красавца, который он мечтал создать. В какой-то момент, отчаявшись найти себя в кино, Джеки решает все бросить и уезжает к родителям в Австралию. На новом месте Джеки работает простым рабочим на стройках, пока в один прекрасный день (1976 г.) не получает от известного продюсера Ло Вэя (он в свое время был продюсером фильмов Брюса Ли) приглашение на главную роль в фильме, планировавшемся как продолжение известной ленты Брюса Ли «Кулаки ярости». Увы, новая версия старого сюжета оказалась намного слабее. Но на сей раз неудача не обескуражила Чана. Он предпринимает попытку за попыткой, роль следует за ролью, наконец, – долгожданный успех.

Вышедший на экраны в 1978 году фильм со странным для непосвященного названием «Пьяная обезьяна в глазах тигра» (речь идет об одном из стилей китайского боевого искусства), побил все рекорды кассовых сборов для «фильмов гунфу» не только в самом Гонконге, но и в Малайзии, Сингапуре.

«Я ОБОЖАЛ БРЮСА»

В 25 лет начинающий супермен добился-таки своего: заполнил вакуум, образовавшийся после смерти Брюса Ли в 1973 году. Джеки Чан был признан духовным и творческим наследником «Маленького дракона».

«Я обожал Брюса, смотрел в детстве все его фильмы, а по дороге домой из кинотеатров нападал по всем правилам гунфу на фонарные столбы, – рассказывал он в одном из своих интервью. – Но я никогда не хотел стать вторым Брюсом Ли, я никогда не имитировал его стиль игры».

Действительно, его киногерои – скорее комичны, нежели страшны в своей ярости и не похожи на беспощадные, жесткие характеры, созданные Брюсом Ли.

77

Зрителя привлекает умение Джеки Чана привнести юмор и человечность в самый сухой сценарий, превратить даже заурядную ленту «с мордобоем» в яркое шоу. Однако между Джеки и Брюсом все же много общего. И в первую очередь – отточенная техника гунфу, абсолютное владение своим телом, самоотверженная готовность к самым немыслимым трюкам, которые Джеки всегда делает самостоятельно, без помощи каскадеров. Правда, за риск приходится расплачиваться травмами и переломами. Примером тому может служить неудавшийся трюк при съемках очередного боевика в 1985 году. По сценарию Чан должен был на ходу прыгнуть с крыши автобуса и, пробив рекламный щит, сразиться со злодеями, в чьих руках оказалась героиня фильма. Небольшой просчет привел к тому, что актер сильно поранил голову и угодил на больничную койку. Впрочем, уже на следующий день он вернулся на съемочную площадку.

Есть в арсенале Джеки и сумасшедшие, выполненные на высоком профессиональном уровне трюки. Среди них – прыжки с пятнадцатиметровой башни, с крыши многоэтажного дома.

Десятки наложенных швов, порванных сухожилий, залеченных переломов и ушибов порой дают о себе знать. Одно время встать утром с постели Джеки удавалось только с помощью специально изготовленной для него рамы. Превозмогая боль, будучи не в состоянии разогнуть спину, он буквально полз в ванную комнату. Лишь комплекс достаточно мучительных упражнений вновь превращал страдальца в известного всему миру весельчака.

ЗВЕЗДА В РОЛИ ФИЛАНТРОПА

Еще один бич Чана – поклонники, вернее – поклонницы. Одна из них – 15-летняя школьница из Токио – бросилась под поезд, когда бульварный японский журнальчик распустил ложный слух о женитьбе гонконгской суперзвезды.

Сам же Джеки опровергает легенды о своих головокружительных любовных похождениях. «Нет, нет. – говорит, – я вынужден отбиваться от них (от женщин). Я никак не могу сделать выбор. Когда ты на дружеской ноге с лучшими красавицами Азии, решение становится все сложнее и сложнее… Сейчас у меня нет постоянной подруги, поскольку нет времени на любовь».

Отодвигая «женский вопрос» на будущее, Джеки, тем не менее, находит время для благотворительности. Недавно, например, он усыновил десять сирот из гонконгского детского дома. Чан содержит своих стипендиатов в университетах, спас жизнь нескольким страдавшим от рака детям, заплатив за их лечение. Есть еще и «Фонд Джеки Чана» – одна из крупнейших благотворительных организаций Гонконга. Любопытна история возникновения этого фонда.

Став кинозвездой, Чан начал получать огромное количество образцов одежды и обуви от компаний, надеявшихся, что популярный актер появится в них на публике. Лучшей рекламы не придумаешь. Одновременно хлынул поток подарков по случаю всевозможных праздников, юбилеев… Поначалу актер просто передавал все подарки на нужды благотворительности, а потом ему пришла мысль соединить их в собственный фонд помощи неимущим и больным. Сейчас этот фонд ежегодно оказывает помощь нуждающимся на сумму в несколько миллионов долларов.

Джеки Чан снялся уже во многих десятках фильмов, которые больше десяти лет идут в кинотеатрах, регулярно появляются на телеэкранах во многих странах, пользуются огромным спросом у видеолюбителей. Актер продолжает непрерывно сниматься. Иногда выпадают редкие часы досуга, и тогда кумир публики «расслабляется в кегельбане, диско-барах, в компании близких друзей, иногда позволяя себе отправиться на рыбалку или поохотиться».

Всегда побеждая на экране, Чан не намерен никому уступать и в жизни. Он – совладелец гонконгской кинокомпании «Голден Харверс», режиссер, продюсер, сценарист. Работает напряженно – иначе и нельзя, если хочешь, чтобы потом люди сказали: «Сначала был Брюс Ли… Ну, а потом был Джеки Чан».

Статья написана по материалам изданий: «Эйша уик», «Эйша мэгэзин», «Интернэшнл филм гайд» и ТАСС, 1987-1989 гг.

Ал. ЖЕМЧУГОВ

78

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+