Роджер и я / Roger & Me (1989)

Роджер и я / Roger & Me (1989): постер

Полнометражный фильм (особое упоминание на Берлинском МКФ).

Другие названия: «Роджер и я» / «Roger and Me» (вариант написания названия), «Юмористический взгляд на то, как корпорация «Дженерал Моторс» уничтожила Флинт, штат Мичиган» / «Humorous Look at How General Motors Destroyed Flint, Michigan» (подзаголовок), «Танцевальный ансамбль на «Титанике»: Автомир и смерть Флинта» / «Dance Band on the Titanic: Autoworld and the Death of Flint» (рабочее название).

США.

Продолжительность 91 минута.

Режиссёр Майкл Мур.

Автор сценария Майкл Мур.

Операторы Крис Бивер, Джон Прусак, Кевин Рафферти, Брюса Шермер.

Жанр: документальный фильм

Краткое содержание
Майкл Мур прилагает колоссальные усилия, чтобы взять интервью у Роджера Б. Смита, возглавляющего корпорацию General Motors, который принял решение закрыть несколько автомобильных заводов во Флинте, штат Мичиган, в связи с переводом производственных мощностей за границу. В результате десятки тысяч людей из родного для кинематографиста города лишились работы, многим оказалось нечем платить за жильё, резко обострилась криминогенная обстановка. Роджер встретиться так и не пожелал.

Также приняли участие: Ронда Бриттон (женщина, разводящая кроликов), Фред Росс (заместитель шерифа), Кэй Лени Рэй Рафко (Мисс Америка), Джеймс Блэнчард, Джеймс Бонд, Пэт Бун, Анита Брайант, Карен Эджели, Боб Юбэнкс, Бен Хэмпер, Дайнона Джексон, Тимоти Джексон, Том Кэй.

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 10.01.2019

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Роджер и я / Roger & Me (1989): кадр из фильма
Неравнодушный человек

Утвердившись в намерении снять документальный фильм о ситуации во Флинте, где как раз набирали силу деструктивные социальные процессы, Майкл Мур почти ничего не знал о технической стороне кинематографа. Ему приходилось осваивать азы новой специальности непосредственно в процессе; к счастью, необходимую помощь оказали профессионалы, в первую очередь – Кевин Рафферти1, выступивший одним из операторов. Нужно ли уточнять, что финансировать дебютанта никто не собирался?.. Майкл собрал необходимую сумму (не столь внушительную, но по меркам упомянутого населённого пункта колоссальную – $160 тыс.) не без труда. Частично производственный бюджет обеспечило возмещение, выплаченное по суду редакцией журнала Mother Jones (издание упоминается в рассказе, хотя и не называется прямо), частично – деньги, полученные под залог дома. К счастью, замысел удалось реализовать – и кинопроизведением заинтересовалась крупная кинокомпания Warner Bros. За права проката режиссёр-сценарист-продюсер получил $3 млн., но и кассовых сборов в размере $7,7 млн. хватило, чтобы окупить понесённые затраты, в том числе – на рекламные акции, устроенные в ходе маркетинговой кампании. Киностудия компенсировала семьям, о выселении которых поведал автор, расходы на жильё в течение двух лет, а десяти тысячам безработных выдали бесплатные билеты… Мур в известной степени повторил счастливую судьбу своих кумиров-земляков – прославившихся на всю страну Боба Юбэнкса и музыкантов из группы Grand Funk Railroad.

Роджер и я / Roger & Me (1989): кадр из фильма
Тогда он идёт к вам

Впрочем, данное обстоятельство не следует ставить в вину талантливому постановщику, якобы сделавшему себе имя на беде, приключившейся с малой родиной. Наоборот, сложно не заметить, как искренне он сопереживает рядовым заокеанским работягам. Их отцы и деды когда-то отвоевали право считаться образцовыми представителями пролетариата: проведённая в 1936-37-х годах сидячая забастовка позволила добиться существенных уступок у капиталистов и вошла в историю стачечного движения. А теперь даже представитель профсоюза замечает, что подобные меры не помогут… Что остаётся делать? Переезжать, собрав пожитки, в другой штат? Искать место в сфере обслуживания? Уходить в пенитенциарную систему, поскольку разгул преступности достиг такого размаха, что потребовалось срочно возводить новую вместительную тюрьму? Податься в частное предпринимательство подобно Ронде Бриттон, разводящей кроликов (на мясо и в качестве домашних животных), выгадывая десять-пятнадцать долларов в неделю? Провозгласить себя супергероем, как темнокожий (явно подвинувшийся рассудком) парень, взявший псевдоним Капитан Да и заявивший о желании спасти город?!. Ситуацию усугубляют откровенно некомпетентные2 действия чиновников администрации, изыскивавших солидные средства на сомнительные мероприятия: от приглашения телевизионного проповедника Роберта Шуллера до «гениальной» идеи превратить Флинт в центр национального туризма. Постройка отеля класса люкс Нуаtt Rеgеnсу, грандиозного «Павильона на Уотер-стрит» и автомобильного музея, разумеется, не обеспечила притока налогов в казну – и не могла обеспечить. Как мёртвому припарка!

Роджер и я / Roger & Me (1989): кадр из фильма
Что есть сказать?

По первому же детищу стало ясно, что Мур принадлежит к числу умнейших кинематографистов, прекрасно понимающих, как устроена в США экономика да и жизнь в целом. Складывается впечатление, что он (по крайней мере – как художник) критикует не отдельные недостатки буржуазного мироустройства, а капитализм как таковой с социалистических позиций, хотя периодически и поддерживает некоторых политиков в рамках действующей системы. Лента «Роджер и я» увидела свет в момент наивысшего взлёта «рейганомики» и «тэтчеризма», когда обострение болезней западного общества удалось прикрыть, по сути, одним-единственным обстоятельством – дестабилизацией обстановки в СССР и странах Восточной Европы, которые западная элита готовилась поглотить, заглушив тем самым на время внутренние противоречия. Но решением (не откладыванием на потом) проблем никто заниматься и не собирался. Ухудшение материального положения жителей Флинта, когда на твёрдые доходы вправе рассчитывать разве что заместитель шерифа Фред Росс, выставляющий неплательщиков на улицу, – лишь вершина айсберга. Менее очевиден зорко подмеченный постановщиком процесс моральной деградации сограждан, выкинутых из производственной сферы и вынужденных отныне зарабатывать на пропитание чем попало. Можно, конечно, уверять всех, что новое занятие (например, распространение продукции Аmwау с попутным консультированием клиентов по вопросу подходящей гаммы цветов) интересно и приносит пользу, но себя-то – не обманешь. Человек, как бы ни старались идеологи общества потребления свести всё к примитивным категориям, – создание сложное, мыслящее, сознательно или подспудно ищущее смысл своего существования… Таким, как мистер Смит с единомышленниками до этого, естественно, дела нет; личности, похожие на престарелого Эндрю Йоргенсена (из кинокомедии «Чужие деньги» /1991/), составляют редчайшие исключения из правила. Они ни на секунду не задумываются над последствиями активно поддерживаемой тенденции превращения промышленно развитого общества в общество, кокетливо окрещённое постиндустриальным. Целые города приходят в упадок, хиреют, медленно умирают на глазах у деморализованного населения… О том, чем подобная, жутко «дальновидная» стратегия обернётся для Соединённых Штатов, режиссёр поведает впоследствии, подведя к совсем неутешительным выводам.

.

__________
1 – К тому моменту – снискавший определённое признание благодаря душераздирающему «Атомному кафе» /1982/.
2 – Само собой, нельзя исключать и коррупционную составляющую.

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+