Шерлок Холмс: Этюд в кошмарных тонах / A Study in Terror (1965)

Шерлок Холмс: Этюд в кошмарных тонах / A Study in Terror (1965): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Изучение ужаса» / «Изучение террора» / «Этюд в кошмарных тонах» (варианты перевода названия), «Шерлок Холмс против Джека-потрошителя» / «Sherlock Holmes vs Jack the Ripper» (англоязычное название в некоторых странах).

Великобритания.

Продолжительность 95 минут.

Режиссёр Джеймс Хилл.

Авторы сценария Дональд Форд, Дерек Форд по оригинальному сюжету Дональда Форда, Дерека Форда, Джима О’Коннолли (без указания в тирах) и на основе персонажей, придуманных Артуром Конан Дойлом.

Композитор Джон Скотт.

Оператор Десмонд Дикинсон.

Жанр: криминальный фильм, детектив, триллер

Краткое содержание
Прочитав в газетах об убийстве проститутки, совершённом с особой жестокостью на одной из ночных улиц Лондона, Шерлок Холмс (Джон Невилл) заявляет другу и ассистенту доктору Ватсону (Дональд Хьюстон), что намерен взяться за расследование. Вскоре частному сыщику становится понятно, что в столице орудует маньяк, который не прекратит свои кровавые деяния…

Также в ролях: Джон Фрейзер (лорд Карфакс), Энтони Куэйл (доктор Мюррей), Барбара Виндзор (Энни Чэпмен), Эдриенн Корри (Анджела), Фрэнк Финлей (инспектор Лестрейд), Джуди Денч (Салли), Шарль Ренье (Джозеф Бек), Сесил Паркер (Премьер-министр), Роберт Морли (Майкрофт Холмс), в эпизоде Корин Редгрейв (друг Руперта, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 29.07.2020

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Шерлок Холмс: Этюд в кошмарных тонах / A Study in Terror (1965): кадр из фильма
Самый проницательный

Дерек Форд вскоре (уже в следующем десятилетии) получит сомнительную известность в качестве одного из самых последовательных приверженцев так называемого «сексплуататорского» кинематографа – настолько последовательного, что удостоится от единомышленника Рэя Селфа ехидной характеристики «мужчина-нимфоманка». В принципе, его пристрастия проглядывают уже в «Шерлоке Холмсе: Этюде в кошмарных тонах», однако сценарий, написанный вместе с братом Дональдом по оригинальному сюжету (не по мотивам какого-то из произведений Артура Конан Дойла1), поражает, конечно, другим. Не болезненными эротическими мотивами и даже не наличием шоковых моментов (расправы над лондонскими жрицами любви), чуть ли не предвосхитивших приёмы творцов слэшеров. В некотором роде гениальной видится идея «поручить» вымышленному персонажу взяться за расследование преступлений, имевших место в действительности и, более того, сенсационных – слишком громких для того, чтобы они не привлекли внимания прославленного частного детектива.

Шерлок Холмс: Этюд в кошмарных тонах / A Study in Terror (1965): кадр из фильма
Нюансы кошмарных тонов

Фильм, к сожалению, не пользовался повышенным коммерческим спросом (впрочем, и бюджет составил далеко не астрономическую сумму, £160 тыс.) – подобно следующей постановке Джеймса Хилла, доброй и трогательной драме о животных под названием «Рождённая свободной» /1966/. Однако в высшей степени любопытный и удачно реализованный замысел всё же не остался незамеченным. Более того, оказал влияние не только на тех, кто позже обратится к аналогичной сюжетной предпосылке, – вроде авторов «Неизвестной рукописи доктора Ватсона» /1966/, скрывшихся за псевдонимом Эллери Куин, и режиссёра Боба Кларка2, выдвинувшего в «Убийстве по приказу» /1979/ ещё более дерзкую гипотезу. Было предложено нечто принципиально большее – постмодернистская по своей сути художественная метода, позволяющая, прибегая к неожиданным допускам, по-новому осмысливать сложные социальные и культурные феномены.

Шерлок Холмс: Этюд в кошмарных тонах / A Study in Terror (1965): кадр из фильма
Наука поможет!

Сэр Холмс уже в силу предъявляемых профессией требований прекрасно разбирался в нравах как высших слоёв британского общества, так и, пожалуй, в ещё большей степени – обитателей столичного «дна», где царят нищета, разврат, насилие. Но со столь жестокими преступлениями даже ему приходилось сталкиваться нечасто. Доходит до того, что встревоженное политическое руководство решает привлечь (в качестве посредника) Майкрофта, занятого исключительно важными государственными вопросами. Однако Шерлок – не из тех людей, кто находится в плену у стереотипов, рискуя тем самым не установить истину. Он не имеет права отбрасывать никакую из версий, подозревая многих: и содержателя трактира, где проститутки традиционно ищут клиентов, и доктора, совмещающего работу патологоанатома с беззаветной помощью бездомным, и… В жизни всё основательно переплетено, а судьба – норовит подбросить неприятный сюрприз каждому, невзирая на социальное происхождение и личные качества. Зло же вполне может скрываться под личиной благородства и бескорыстия. Впрочем, сыщику хватает широты натуры, чтобы, восстановив справедливость, не предавать обстоятельства дела огласке – не усугублять душевные муки членов уважаемой семьи, и без того вынесших массу страданий. Этюд в кошмарных тонах и так получился не для слабонервных…

.

__________
1 – Разве что в иронических финальных кадрах содержится прозрачный намёк на события рассказа «Голубой карбункул» /1892/.
2 – Не иначе как в знак уважения мастер повторно ангажирует двух актёров, в том числе Фрэнка Финлея – опять на роль инспектора Скотланл-Ярда Лестрейда.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+ Сайт в Twitter