Шоковый коридор / Shock Corridor (1963)

Шоковый коридор / Shock Corridor (1963): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Шокирующий коридор» (вариант перевода названия), «Смирительная рубашка» / «Straightjacket», «Длинный коридор» / «The Long Corridor» (рабочие название).

США.

Продолжительность 101 минута.

Режиссёр Сэмюэл Фуллер.

Автор сценария Сэмюэл Фуллер.

Композитор Пол Данлэп.

Операторы Стэнли Кортес, Сэмюэл Фуллер (без указания в титрах).

Жанр: драма, детектив

Краткое содержание
Молодой, но очень амбициозный репортёр Джонни Барретт (Питер Брек) при поддержке своего шефа Боудена (Джин Эванс) и опытного психиатра, доктора Фонга (Филипп Ан), разрабатывает дерзкий и опасный план. Уговорив любимую женщину по имени Кэйти (Констанс Тауэрс), работающую в стриптиз-клубе, выдать себя за его сестру, якобы страдающую от домогательств брата, Барретт попадает в качестве пациента в клинику для душевнобольных. Задача Джонни — раскрыть убийство, совершённое в стенах лечебного учреждения и, таким образом, собрать материал, гарантирующий присуждение ему престижной Пулитцеровской премии.

Также в ролях: Джеймс Бест (Стюарт), Хари Роудс (Трент), Ларри Такер (Пальяччи, номинация на «Золотой глобус»), Чак Роберсон (Уилкс), Пол Дубов (доктор Дж. Л. Менкин).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 25.02.2024

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Шоковый коридор / Shock Corridor (1963): кадр из фильма
Был нормальным человеком

Антон Павлович Чехов уверял Николая Лескова, что показать собирательный образ царской России не входило в замысел «Палаты № 6», – но тем глубже и точнее видится его замечательная повесть. Думаю, что Сэмюэл Фуллер, поведавший во многом схожую (и по тематике, и даже композиционно1) историю, уже не стал бы утверждать ничего подобного. «Шоковый коридор», снятый, по уверению режиссёра-сценариста, за десять (!) дней в недорогих декорациях и вообще считавшийся типичным фильмом класса «B», воспринимается одной из самых острых, честных, кричаще злободневных кинолент эпохи.

Шоковый коридор / Shock Corridor (1963): кадр из фильма
От расизма не скрыться

Три пациента – три свидетеля. Каждый олицетворяет собой общественную проблему, угнетающую с такой силой, что, по мысли автора, сознание конкретного человека её давление вынести неспособно. Стюарт считает себя Генералом – героем гражданской войны, ожидающим приказа идти в атаку. Но Джонни-то в курсе, что истинной причиной помешательства стало участие в совсем других, не столь праведных боевых действиях – на корейской земле. Из обрывочных признаний становится ясно, что был плен, была попытка перейти на сторону противника, было возвращение на Родину через обмен пленными – и было обвинение в предательстве, в принятии коммунистических взглядов. А как ещё может отреагировать на это человек, воспитанный в духе воинствующего патриотизма? Трент стал первым темнокожим студентом престижного Южного университета – казалось бы, политика расовой сегрегации, официально объявленная властями, реализуется полным ходом. Но… лишь теоретически, ибо мощный социальный прессинг со стороны белых людей, с пелёнок впитавших идеалы Ку-клукс-клана, не в состоянии выдержать ничья психика. «Убей ниггера, пока он не женился на моей дочери!» – разражается криком Трент, отождествивший себя с обидчиками. Наконец, доктор Боуден – блестящий учёный, лауреат Нобелевской премии, причастный к разработке ядерной и водородной бомб. Предпочёл сбежать из мира, настойчиво и расчётливо стремящегося к полному самоуничтожению, и теперь обладает разумом шестилетнего ребёнка, озабоченного только играми и рисованием.

Шоковый коридор / Shock Corridor (1963): кадр из фильма
Шоковая реальность

Фуллер, начинавший на стезе репортёра криминальной хроники, имел слишком ясное представление о неисцелимых кровоточащих язвах, коими поражён общественный организм родной страны. Болезненных настолько, что на их фоне изыскания почтенных профессоров Фрейда или Юнга (чьи портреты висят в кабинете доктора Фонга) покажутся детским лепетом. Фильм начинается и завершается цитатой из Еврипида (425 год до н.э.): «Кого боги хотят уничтожить, того они сначала сводят с ума». Невозможно остаться в здравом сознании, надышавшись вирусом2 всеобщего помешательства, иногда, как в случае с любителем оперы Пальяцци, видящегося безобидным, но чаще – принимающего формы крайней одержимости, как у троих очевидцев. «Маленький Хичкок», как его тогда называли, резко усиливает шоковое воздействие на зрителя, вводя причудливые цветные кадры – и восходя к откровенно психоделическим образам под занавес, исчерпывающе объясняя, что же произошло с Джонни, что так ужаснуло Кэйти.

.

__________
1 – Что отмечал ещё советский киновед Ромил Соболев, а вот упоминаний о том, знаком ли американский кинематографист с произведением русского классика, я не нашёл.
2 – Это не просто метафора; где-то вычитал высказывание одного уважаемого психиатра: «Кто сказал, что шизофренией нельзя заразиться? Мы просто пока не выявили вирус!»

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+