Стрингер / Nightcrawler (2014)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Крадущийся в ночи» / «Крадущийся во тьме» (варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 118 минут.
Режиссёр Дэн Гилрой.
Автор сценария Дэн Гилрой (номинация на «Оскар»).
Композитор Джеймс Ньютон Ховард.
Оператор Роберт Элсвит.
Жанр: криминальный фильм, драма, триллер
Краткое содержание
Внимание Луиса Блума (Джейк Джилленхол, номинация на «Золотой глобус»), не слишком удачливого вора из Лос-Анджелеса, привлекает деятельность людей с видеокамерами, снимающих последствия аварий, пожаров, преступлений и продающих материал на ТВ — для выпусков новостей. Он тоже решает попробовать себя на поприще стрингера и даже нанимает помощника, Рика (Риз Ахмед). Чем дальше, тем сильнее Лу, наладившему деловой контакт с Ниной Роминой (Рене Руссо) с телеканала KWLA 6, нравится новая профессия.
Также в ролях: Билл Пэкстон (Джо Лодер), Рик Чэмберс (Бен Уотерман), Холли Ханнула (Лиза Мейс), Клифф ВанденХойвел (монтажёр), Лиза Ремиллард (репортёр Дина Рейн), Кристофер Вулф (репортёр Джоэл Битти), Майкл Хайатт (детектив Фротьери), Прайс Карсон (детектив Либерман), в эпизодах Кент Шокнек, Пэт Харви, Шерон Тэй, Рик Гарсиа (все – качестве самих себя), Остин Рейшбрук (стрингер, без указания в титрах), Марк Рейшбрук (стрингер, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 20.09.2018
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Не стал бы утверждать, что карьера урождённого Дэниела Кристофера Гилроя1 является образцово-показательной: на счету этого кинодраматурга, брата тоже знаменитого Тони, не так много реализованных сценариев, причём некоторые фильмы явно не оправдали радужных надежд. В данной связи достаточно назвать дебютную для него «Корпорацию «Бессмертие» /1992/, где, между прочим, одну из ведущих ролей исполнила Рене Руссо, в том же году ставшая супругой Дэна. И тем не менее не может не поразить редкостное упорство Гилроя, у которого замысел родился ещё в 1988-м году. Правда, изначально предполагалось, что увидит свет биографическая драма, посвящённая перипетиям судьбы Виджи – скандально известного нью-йоркского фотожурналиста 1940-х, регулярно поставлявшего сенсационные снимки таблоидам. Однако постепенно, в ходе исследования материала, фокус внимания сместился в сторону деятельности современных стрингеров, снабжающих телеканалы эксклюзивными кадрами для «горячих» выпусков новостей. Жизнь в мегаполисе буржуазного государства такова, что представители данной профессии никогда не останутся без куска хлеба.
Упоминание о политико-экономическом строе принципиально, поскольку и сам сценарист определял в качестве основных тем своей первой постановки безработицу и капитализм в целом. Это не пустые слова – и не желание заранее заручиться поддержкой интеллектуалов левых убеждений. Джейк Джилленхол не просто, постигая тонкости ремесла своего персонажа, провёл (вместе с режиссёром и Ризом Ахмедом) много ночей в компании братьев Рейшбрук, давно занимающихся опасным бизнесом и привлечённых авторами техническими консультантами. Актёр сел на строгую диету в надежде добиться внешнего сходства с… голодным койотом, готовым впиться глазами в очередную жертву, причём совершенно неважно – в какую именно: в попавшего в аварию ни в чём не повинного человека, в ребёнка, в коллег, которым не посчастливилось, или даже в собственного работника, выбившего себе шантажом право значиться полновесным партнёром. Главное – получить результат, ловко обойдя требования закона и отбросив морально-этические нормы. Наградой станут не только деньги от заказчика, но и, что не менее существенно, укрепление социального статуса – признание выдающихся заслуг в деле спасительного повышения рейтингов программ KWLA 6. Все же прекрасно знают, что пользуется повышенным спросом у обывателей…
Дэн Гилрой мог ограничиться фиксацией привычных будней стрингера-новичка, стремительно осваивающегося в атмосфере ночного Лос-Анджелеса, и это само по себе стало бы неплохим достижением. Однако он – зрел в корень. Конкуренция вынуждает прибегать к новым, зачастую – чрезвычайно рискованным способам достижения цели. Блум, ни секунды не колеблясь, переступает порог дома и хладнокровно запечатлевает хозяев, только что застреленных бандитами (а тому, кто ещё дышит, и не думает оказать помощь). Но и это – цветочки. Луис безошибочно угадал, что сорвёт куш с душераздирающим сюжетом, запечатлев не последствия очередного события, а само происшествие (задержание подозреваемых, не обошедшееся без перестрелки и погони), в значительной степени – им же и подстроенное. «Квантовый» принцип влияния наблюдателя на объект изучения (и фиксации) на поверку – справедлив и для социальной реальности. Миф о призвании СМИ максимально полно и непредвзято информировать о фактах слушателей и зрителей давно не выдерживает малейшей критики. «Мы делаем новости», – в девизе одной отечественной радиостанции больше смысла, чем кажется на первый, поверхностный взгляд. Такими темпами от привычного тенденциозного отбора освещаемых явлений (чаще – негативных, способствующих разжиганию низменных инстинктов, навязывающих пессимистичное мировоззрение) недолго перейти к их, явлений, целенаправленному формированию. Здесь, как говорится, лиха беда начало. Предупреждение прозвучало настолько убедительно и своевременно, что неожиданно ощутимый коммерческий успех сравнительно недорогой (с производственным бюджетом $8,5 млн.) ленты, собравшей в мировом прокате $50,3 млн., право, не удивляет.
.
__________
1 – Не путать с Дэном Гилроем – музыкантом, бывшим вокалистом группы Breakfast Club.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий