Танцор диско / Disco Dancer (1982)
Другое название: «Танцовщик диско» (вариант перевода названия), «Танцор диско» / «Танцор дискотеки» / «डिस्कोडांसर» (Индия: название на хинди).
Индия.
Продолжительность 135 минут.
Режиссёр Баббар Субхаш (в титрах как B. Subhash).
Авторы сценария Рахи Масум Реза, Дипак Балрадж Видж (в титрах как Deepak Balraj).
Композитор Баппи Лахири.
Оператор Надим Хан.
Жанр: драма, мюзикл, мелодрама
Краткое содержание
Дэвид Браун (Ом Пури), импресарио феноменально популярного Сэма Обероя (Каран Раздан), разрывает договор с подопечным, ведущим себя безответственно и по-хамски. Покорённый мастерством певца и танцора Анила, также известного под именем Джимми (Митхун Чакраборти), который выступает на свадьбах, а иногда и просто на улице, он предлагает парню контракт, догадываясь, что тот станет настоящей «звездой» диско. Так и происходит. Но никто не обещал свежеиспечённой знаменитости беззаботного существования…
Также в ролях: Ким (Рита Оберой), Ом Шивпури (господин Оберой), Гита Сиддхарт (Радха), Калпана Айер (Никки Браун), Раджеш Кханна (дядя Раджу), Амарнатх Мукхерджи (Гулам Наби), Чандрашекхар (мэр Рави Ханделвал, в титрах как Chandra Shekhar), Гаури Верма (Долли Ханделвал), Юсуф Хан (Баско Колемм), Боб Кристо (Кханга), Мастер Чхоту (Анил в детстве), Бейби Пинки (Рита в детстве).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 11.12.2020
Авторская оценка 5/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Поклонникам (и особенно поклонницам) кинопродукии Болливуда хорошо известна история Митхуна Чакраборти, который, несмотря на низкое социальное положение и бурную молодость, сумел поступить на актёрское отделение Инстинута кино и с отличием окончил вуз. Ярко заявивший о себе одной из ранних партий (Гинуа в исторической драме Мринала Сена «Королевская охота» /1977/), талантливый артист несколько лет довольствовался участием в откровенно проходных картинах. Ситуацию коренным образом переломило предложение на тот момент относительно малоопытного Б. Субхаша, который высоко оценил его потенциал. Но здесь вот что любопытно. Не нужно обладать исключительной проницательностью, чтобы заметить, насколько явно Баббар ориентировался в своей постановке на иностранную (пришедшую с Запада) моду, не отрицая, а всячески подчёркивая «чужеродное» влияние. Композитор Баппи Лахири без зазрения совести адаптировал чужие шлягеры1, и как будто без рекламного плаката «Лихорадки субботнего вечера» /1977/, висящего в гримёрной Джимми, было непонятно, каким голливудским суперхитом вдохновлялись авторы. Цветосветовое оформление концертных площадок, можно сказать, с неизбежностью вызывало в памяти убранство ночного клуба 2001 Odyssey, где «зажигал» Тони Манеро…
Надо сказать, расчёт оправдался. Но если в национальном прокате фильм занял по итогам сезона «всего лишь» четырнадцатое место (с результатом INR 6,4 крор), то подлинный триумф поджидал создателей именно за рубежом. Конечно, в США и Западной Европе всё-таки отдавали предпочтение детищу Джона Бэдэма, однако лично я не без удивления узнал об успехе «Танцора диско» в Азии (включая Японию и КНР), в Африке и в ряде государств социалистического блока. Другое дело, что статус самого коммерчески успешного (в пересчёте на рупии) индийского кинопроизведения ленте в значительной степени обеспечил СССР. Показатели посещаемости (первое место в сезоне 1984-го с результатом 60,9 млн. проданных билетов на серию) недвусмысленно свидетельствуют, что из всех знаменитостей индийского экрана Чакраборти не сумел превзойти в любви советских зрителей только легендарного Раджа Капура. И действительно нельзя не отдать должного харизме Митхуна, обладающего превосходной пластикой (помимо прочего – отважившегося ввести чуть ли не элементы брейк-данса) и заражающего бешеной энергией. Публика в кинозалах прекрасно понимала, каково посетителям концертов Джимми, которым сложно удержаться, не пустившись в пляс!
Впрочем, нисколько не умаляя зрелищных достоинств музыкально-танцевальных номеров (в части хореографии, монтажа и т.д.), тем не менее не могу обойти молчанием иные аспекты. Одно дело, когда Митхуну Чакраборти приходится состязаться с Джоном Траволтой на танцполе, и совсем другое – на неспокойных улицах. Сценаристы Рахи Масум Реза и Дипак Балрадж Видж и не подумали утруждать себя поиском небанальных конфликтов и сюжетных поворотов, сочинив шаблонную историю с оговором благочестивой мамы юного Анила и с неутолённой жаждой мести. Драматургическим клише несть числа. Кумир влюбляется в Риту, дочь своего обидчика и сестру неудачливого конкурента Сэма. При этом подлый бизнесмен намерен погреть руки, снеся под корень лачуги бедняков, когда-то несправедливо обошедшихся с мальчиком. Джимми приходится ввязываться в схватки с головорезами, подосланными циничным дельцом. У Бэдэма зрители вполне верили, что Тони периодически участвует в молодёжных разборках, отстаивая интересы товарищей по дворовой шайке. У Субхаша же драки поставлены настолько условно, что такой подход не вызывает раздражения (как минимум, не провоцирует непроизвольный смех) разве что у самых стойких приверженцев болливудской эстетики. И совсем нелепо выглядит, когда ведущий актёр принимается подражать… Брюсу Ли – и даже имитирует коронный приём мастера кун-фу, в ярости запрыгнув на грудную клетку поверженного врага… Спасибо хоть не берёт в руки нунчаки! Увы, от порочной практики копировать иноземных экранных идолов он не избавится и в дальнейшем: достаточно упомянуть вопиюще вторичный «Коммандос» /1988/, снятый тем же режиссёром. Вместе с тем у «звезды» появятся и роли, которыми можно гордиться.
.
__________
1 – You’re OK группы Ottawan превратилась в Jimmy Jimmy Jimmy Aaja, а Jesus Хельмута Грабнера (известен как Jeremy Faith) – в Krishna Dharti Pe Aaja Tu.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Корчагов Юрий. Митхун Чакраборти: счастливчик из Калькутты // Мы. – 1991, № 07. – С. 65-71.
Корчагов Ю. После «Танцора диско» // Экран. – 1991, № 09. – С. 15.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий