Лихорадка субботнего вечера / Saturday Night Fever (1977)
Полнометражный фильм (номинация на «Золотой глобус»).
Другие названия: «Лихорадка субботним вечером» / «Лихорадка в субботний вечер» (варианты перевода названия), «Субботний вечер» / «Saturday Night» (США: рабочее название), «Племенные обряды субботним вечером» / «Tribal Rites of Saturday Night» (США: рабочее название).
США.
Продолжительность 118 минут.
Режиссёр Джон Бэдэм.
Автор сценария Норман Уэкслер на основе статьи Ника Кона.
Композитор Барри Гибб (номинация на «Золотой глобус» вместе с Робином Гиббом, Морисом Гиббом и Дэвидом Шайром).
Оператор Рольф Д. Боуд.
Жанр: драма, музыкальный фильм
Краткое содержание
Девятнадцатилетний итало-американец Энтони Манеро (Джон Траволта, номинация на «Оскар» и «Золотой глобус»), живущий вместе с родителями (Вэл Бизольо и Джули Бовассо) в Бруклине, работает продавцом-консультантом в небольшом хозяйственном магазине. Однако его подлинной страстью являются танцы — и он давно стал признанным королём дискотеки, устраиваемой каждую субботу в ночном клубе 2001 Odyssey. Тони знакомится со Стефани Мангано (Карен Линн Горни), надеясь, что у них постепенно завяжется роман.
Также в ролях: Барри Миллер (Бобби Си), Джозеф Кэйли (Джоуи), Донна Пескоу (Аннет), Пол Пэйп (Дабл Джей), Брюс Орнстейн (Гас), Мартин Шэкар (Фрэнк-мл.), Сэм Коппола (Дэн Фуско), Нина Хэнсен (бабушка), Лиза Пелузо (Линда), Фрэн Дрешер (Конни), Хелен Траволта (посетительница магазина), Энн Траволта (официантка в пиццерии).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 25.12.2014
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Может показаться странным, что некоторое время у фильма было наукообразное (намекающее, что авторы опираются на инструментарий социопсихологии или даже антропологии) рабочее название «Племенные обряды субботним вечером». На самом деле такой заголовок носил небольшой очерк Ника Кона, опубликованный в популярном еженедельнике New York Magazine (в номере от 7-го июля 1976-го года), который Норман Уэкслер положил в основу сценария. Пройдёт около двух десятилетий, прежде чем журналист признается, что статья была практически полностью вымышлена – и что отдалёнными прототипами для него (англичанина, переехавшего в США и пытавшегося привлечь к себе внимание) послужили не обитатели неблагополучных боро Нью-Йорка, а приверженцы молодёжной британской субкультуры модов. Поразительный, если вдуматься, случай! Признанный (дважды выдвигавшийся на соискание премии «Оскар») голливудский кинодраматург обращается к зарисовке из жизни, которая, как наивно полагает, раскрывает подлинный культурный феномен, отражающий суть своего времени, – но на поверку именно результат творчества этот самый феномен порождает. Какой веский аргумент для сторонников версии о том, что искусство (и кинематограф, тогда ещё удерживавший прочные позиции в борьбе с телевидением, в особенности) является не слепком реальности, но средством её активного формирования, во всяком случае – в сфере культуры… Лихорадка, в которой, как метко подмечает Стефани, пребывает Тони, дающий выход накопившейся за неделю энергии, когда добирается до танцплощадки вечером в субботу, внезапно охватила миллионы парней и девушек1 по всей стране, а Джон Траволта стал таким же выразителем чаяний собственного поколения, как когда-то – «бунтарь без идеала» Джеймс Дин. Теперь уже невозможно однозначно установить, возник бы без картины Джона Бэдэма столь бурный (хотя и сравнительно непродолжительный) ажиотаж вокруг музыки в жанре диско, не говоря уже о триумфе, выпавшем на долю ансамбля The Bee Gees.
Конечно же, не следует впадать в другую крайность – и утверждать, будто лента возникла на пустом месте. Развешанные по стенам комнаты плакаты с изображением Брюса Ли, Сильвестра Сталлоне, Аля Пачино (двое последних – в образах соответственно Рокки Бальбоа и полицейского Серпико из лент, сочинённых Уэкслером) красноречиво свидетельствуют о ценностных установках амбициозного молодого бруклинца, старающегося подражать кумирам. Естественно, его не удовлетворят перспектива до пенсии трудиться в хозяйственном магазине и даже почётное звание местной знаменитости, мечты всех красоток округи, и финальный жест Манеро, отдавшего награду паре исполнителей страстного латиноамериканского танца, – не только проявление благородства натуры. Развивающийся по контрасту с нескладными отношениями с невзрачной Аннет роман (или – не вполне роман?) со Стефани, высокомерно позиционирующей себя представительницей «высшего класса», почти небожительницей, на том основании, что работает на Манхэттене и периодически общается со «звёздами», заставляет его всерьёз задуматься о том, к чему надлежит стремиться. А тут ещё приезжает брат, всегда служивший (в противовес ветреному Энтони) предметом гордости у родителей, сообщая шокирующую новость – о решении отречься от сана священника. И один старый друг, избитый шпаной, невольно подставляет закадычных приятелей, а другой, Бобби Си, мучимый угрызением совести из-за того, что вынужден жениться на забеременевшей девушке, – совершает самоубийство… Авторам хватило таланта, чтобы не удовольствоваться задачей сотворить красивое зрелище, выступив законодателями броского стиля, но художественно осмыслить условия существования таких вот простых парней из Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, любого другого американского мегаполиса. Причём их социальные наблюдения остались справедливыми и после того, как эпоха диско благополучно канула в Лету. Важной составной частью пресловутой «лихорадки» (наряду с присущим юности переизбытком сил и жаждой испытать себя на прочность в столкновениях с миром) является неуёмная потребность танцовщика-любителя, всей душой сопротивляющегося серости достаточно благополучных в материальном плане будней, в образах. В поглощении неестественно пёстрых красок и услаждающих слух гармоничных звуков, обрушивающихся на сознание каждого, кто переступает порог клуба 2001 Odyssey, которые исполняют функцию суррогата подлинных (навеянных самой жизнью) впечатлений. Это – один из самых опасных и сильнодействующих духовных наркотиков «общества потребления». Обратим внимание, что Бэдэм не упрощает ситуацию, завершая повествование красноречивым многоточием, тем самым – отнюдь не утверждая, что Тони непременно удастся вырваться из своей среды и реализовать заложенный личностный потенциал. Никто ничего не обещает, особенно в Соединённых Штатах.
.
__________
1 – При бюджете в $3-3,5 млн. кассовые сборы в национальном прокате составили $121,06 млн., в мировом – $237,1 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Продолжение:
Остаться в живых / Staying Alive (1983)
Материалы о фильме:
Фэны «Би Джиз» // Ровесник. – 1993, № 11. – С. 22.
Роуз Фрэнк. Братья по крови // Ровесник. – 1979, № 3. – С. 26-27.
Звегинцева Ирина. Джон Травольта, вернувшийся из забвения // Видео-Асс Известия. – 1998, № 02 (36). – С. 6-9.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий