Троя / Troy (2004)

Троя / Troy (2004): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Неозаглавленный проект по «Илиаде» / «Untitled «The Illiad» Project» (рабочее название).

США, Мальта, Великобритания.

Продолжительность 163 минуты.

Режиссёр Вольфганг Петерсен.

Автор сценария Дэвид Бениофф на основе поэмы Гомера.

Композитор Джеймс Хорнер.

Оператор Роджер Прэтт.

На премию «Оскар» номинировался Боб Рингвуд (художник по костюмам).

Жанр: драма

Краткое содержание
Микенский царь Агамемнон (Брайан Кокс) безжалостно и последовательно претворяет в жизнь стратегическую цель — объединить под своим щитом все народы Эллады. После долгого сопротивления покоряется Фессалия, лучший витязь которой, великан Боагрий (Натан Джонс), пал в скоротечном бою с Ахиллесом (Брэд Питт), считающимся величайшим воином из всех живущих. А между тем Приаму (Питер О’Тул), царю Трои, удалось заключить долгожданный союз со спартанским царём Менелаем (Брендан Глисон), братом Агамемнона. Однако по завершении празднества выясняется, что троянский царевич Парис (Орландо Блум) похитил Елену (Диана Крюгер) — прекрасную жену властителя. Воспользовавшись ситуацией, Агамемнон собирает великое войско, возглавив поход на давних врагов.

Также в ролях: Шон Бин (Одиссей), Джули Кристи (Фетида), Гаррет Хедлунд (Патрокл), Тайлер Мэйн (Аякс), Кен Бонс (Гиппас), Джон Шрэпнел (Нестор), Джулиан Гловер (Триоп), Винсент Риган (Евдор), Эрик Бана (Гектор), Роуз Бирн (Брисеида), Саффрон Берроуз (Андромаха), Джеймс Космо (Главк), Фрэнки Фицджеральд (Эней), Найджел Терри (Архептолем), Тревор Ив (Велиор).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 21.05.2023

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Троя / Troy (2004): кадр из фильма
В пылу боя

Фильм обошёлся в производстве в астрономическую сумму ($175 млн., по другим данным – $185 млн., и это без учёта $50 млн., потраченных на рекламную кампанию!), более чем в полтора раза превысившую бюджет «Гладиатора» /2000/. А между тем в североамериканском прокате «Троя» не попала по итогам сезона и в десятку лидеров, принеся $133,2 млн. и компенсировав затраты (общие кассовые сборы оцениваются в $497,4 млн.) лишь благодаря широкомасштабной демонстрации за рубежом. Продюсерам, конечно, грех жаловаться, особенно в свете куда более скромного приятия публикой ряда других постановочных боевиков на историко-мифологическом материале (включая «Александра Великого» /2004/, считавшегося главным конкурентом «Трои»), и всё равно – есть над чем подумать! То ли американцы, невзирая на присутствие любимых актёров, начиная с Брэда Питта, ухватившегося за возможность воплотить образ одного из величайших воинов, когда-либо появлявшихся на свет1, в меньшей степени склонны отождествлять себя с эллинами – основоположниками западной цивилизации, чем жители прочих стран. То ли сценариста Дэвида Бениоффа и режиссёра Вольфганга Петерсена заподозрили в проведении несвоевременных, крамольных мыслей…

Троя / Troy (2004): кадр из фильма
Целится в ахиллесову пяту?

Знатоки античной истории и литературного наследия, ведущего отсчёт именно с эпической поэмы Гомера «Илиада»2, справедливо указали на несоответствие общеизвестным фактам и расхожим представлениям. Достаточно отметить отсутствие богов, в первоисточнике – принимавших активное (если не ключевое!) участие в баталиях, и бессмертных героев, или то обстоятельство, что осада Трои, длившаяся, согласно древнегреческим источникам, не менее девяти лет, усечена до кратчайших сроков – до сроков стремительной десантно-штурмовой операции. А между тем, даже если не признавать за художниками абсолютного права на вольное обращение с прошлым, всегда любопытнее и показательнее не только мотивы выбора тех, а не иных полулегендарных событий, но в первую очередь – их интерпретация. Уже сознательная установка авторов на реалистичность, на достоверную (точнее, соответствующую материалистическим воззрениям новейшего времени) реконструкцию войны, память о которой пережила тысячелетия, вызывает неподдельный интерес. И не иначе, как вмешательством всесильного Рока следует считать начавшуюся иракскую кампанию, заставившую студию перенести съёмки из Марокко в Мексику! Воздавая почести (в том числе – в заключительном слове) отваге ратоборцев, Бениофф и Петерсен старательно избегают… и намёка на героику. Её нет ни в захватывающих дух поединках один на один, которые могут позволить избежать дальнейшего кровопролития, ни – в баталиях с многотысячной массовкой и эффектным разрушением неприступных стен, жилищ, кораблей. Как нет благородных (государственных) помыслов и у правителей, в лучшем случае становящихся заложниками обстоятельств, а в худшем – за мечтами о немеркнущей славе скрывающих малодушие и неутолённое самолюбие. И лучше всех это понимает именно Ахиллес, регулярно видящий во сне поверженных соперников, отговаривающий от участия в сече юного Патрокла, признающий правоту Приама, а не Агамемнона… Да и в целом на протяжении сеанса не покидает ощущение, что речь идёт – иносказательно – о вполне современной по духу, «странной» войне. Войне, где есть «свои» и «чужие», но нет противостояния Добра и Зла. Где блюдутся сиюминутные интересы, но почти исчезли идеалы. Где заведомо проиграют все участники, ибо любая победа окажется пирровой. Антимилитаристская и антиимпериалистическая направленность «Трои» делает честь авторам, чью проницательность в отдельных моментах можно смело уподобить дару провидицы Кассандры, пусть и обойдённой в картине молчанием.

.

__________
1 – По иронии судьбы, он повредил на съёмках ахиллесово сухожилие.
2 – Как ни странно, достаточно редко (в отличие от «Одиссеи») вдохновлявшей кинематографистов.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+