Убийца дракона / Dragonslayer (1981)
Другие названия: «Победитель дракона» / «Истребитель дракона» (варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 108 минут.
Режиссёр Мэттью Роббинс.
Авторы сценария Хэл Бэрвуд, Мэттью Роббинс.
Композитор Алекс Норт (номинация на «Оскар»).
Оператор Дерек Ванлинт.
Также на премию «Оскар» номинировались Деннис Мюрен, Фил Типпетт, Кэн Рэлстон, Брайан Джонсон (визуальные эффекты).
Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, кинофантазия
Краткое содержание
Великий волшебник Ульрих Краггенмурский (Ральф Ричардсон) соглашается, откликнувшись на мольбу просителей, отправиться в королевство Урланд, изнывающее под игом четырёхсотлетнего дракона Вермитракса Пейоратива. Однако в этот момент заявляется жестокий воин Тириан (Джон Хэллам), сообщающий, что уполномочен монархом Касиородусом (Питер Эйр) проверить способности чародея и… убивающий старца. Юноша Гален Брадварден (Питер МакНикол), ученик Ульриха, решает выполнить миссию учителя.
Также в ролях: Кэйтлин Кларк (Валериан), Альберт Салми (Грейл), Сидни Бромли (Ходж), Хлои Саламан (принцесса Элсперт), Эмрис Джеймс (отец Валериан), Роджер Кемп (Хорсрик), Иан ДакДермид (брат Якопус), Кен Шортер (подручный).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 22.04.2020
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Огромный и в некотором роде неожиданный взлёт интереса к фэнтези (вслед за читателями – у зрителей) подвигнул топ-менеджмент Walt Disney Productions объединить усилия с другой крупной кинокомпанией, Paramount Pictures, для реализации очень интересного замысла. Причиной служил не только огромный производственный бюджет в размере $18 млн., обусловленный вовсе не аппетитами «звёзд»1 и даже не постановочным размахом, а сложными специальными эффектами. Сложными и по-прежнему впечатляющими, пусть премия «Оскар» и ушла в итоге создателям «Индианы Джонса: В поисках утраченного ковчега» /1981/… Видимо, чиновникам киностудии польстило, что Хэл Бэрвуд и Мэттью Роббинс, сочиняя увлекательную историю, черпали вдохновение в «Ученике чародея» – в одной из новелл немеркнущего шедевра «Фантазия» /1940/. Правда, особенностью кинопроизведения являлось то, что шуточные «гётевские» (восходящие к одноимённой балладе немецкого поэта, как раз взятой за основу композитором Полем Дюком) мотивы всё-таки не доминировали. Кинодраматурги не в меньшей степени опирались на небезызвестное описание чуда, сотворённого Георгием Победоносцем, который поразил дракона (по другой версии – змея, змия), опустошавшего земли языческого царя в Берите. А это всё-таки иной, более серьёзный уровень.
Словом, примерно тогда у «диснеевцев» и родилась идея перестать ограничиваться исключительно семейной аудиторией – и начать разрабатывать проекты для публики повзрослее. Из подобного утверждения, конечно, не следует, что фильм не рекомендуется юным любителям жанра – в силу сложного или предосудительного содержания. Даже эпизод, когда Гален обнаруживает, что Валентин – на самом деле девушка, которую отец-кузнец с младенчества выдавал за сына, опасаясь за её жизнь, предельно деликатен… Наоборот, Роббинсу удалось (подобно тому же Спилбергу, с кем он, к слову, успешно сотрудничал) сотворить зрелище, способное удерживать внимание детской части аудитории, поражающее воображение и вместе с тем – дающее богатую пищу для ума. Мудрый Ульрих приходит на помощь подопечному в самый ответственный момент – и лишь по завершении эпического сражения становится ясна вся мудрость хитроумного плана старца, предвидевшего колоссальные трудности: дракон так просто не сдастся. Но ещё сильнее поражает личность короля Касиородуса, поначалу казавшегося неглупым владыкой и любящим родителем, однако под занавес раскрывшегося циничным популистом и обманщиком, норовящим присвоить себе чужие лавры – победу над чудовищем! Это становится не только важным штрихом к характеру правителя: там, где царили магия и языческие верования, отныне устанавливается общественный строй современного типа, опирающийся на государственную религию (бурную деятельность развивает христианский проповедник) и на приёмы манипуляции сознанием масс. Лента, к сожалению, не снискала особого коммерческого успеха, собрав в национальном прокате $14,1 млн., зато – заслуженно стала «культовой», продолжая оказывать влияние и спустя десятилетия. Одно только мнение Джорджа Рэймонда Ричарда Мартина, окрестившего Вермитракса Пейоратива лучшим драконом в истории кинематографа, дорогого стоит!
.
__________
1 – По сути, единственным занятым в съёмках знаменитым актёром являлся престарелый англичанин Ральф Ричардсон.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий