Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега / Raiders of the Lost Ark (1981)

Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега / Raiders of the Lost Ark (1981): постерПолнометражный фильм (номинация на «Оскар»).

Другие названия: «Искатели утраченного ковчега» / «Искатели похищенного ковчега» / «Расхитители утраченного ковчега» / «Расхитители потерянного ковчега» / «В поисках утраченного ковчега» (варианты перевода названия), «Индиана Джонс и искатели утраченного ковчега» / «Indiana Jones and the Raiders of the Lost Ark» (международное название на DVD).

США.

Продолжительность 115 минут.

Режиссёр Стивен Спилберг (номинация на «Оскар»).

Авторы сценария Лоуренс Кэздан по сюжету Джорджа Лукаса и Филиппа Кауфмана.

Композитор Джон Уильямс (номинация на «Оскар»).

Оператор Дуглас Слокомб (номинация на «Оскар»).

Жанр: фильм действия, приключенческий фильм

Краткое содержание
Индиана Джонс (Харрисон Форд) занимает пост профессора археологии в престижном университете — но мало кто ведает, что он является и великим практиком, лично добывая бесценные артефакты, в том числе по особо секретным поручениям властей США. Встреча с Мэрион Рэвенвуд (Карен Аллен), дочерью наставника и бывшей возлюбленной Инди, обещает вывести Джонса на величайшую находку всех времён и народов — библейский Ковчег завета.

Также в ролях: Пол Фриман (Рене Белок), Рональд Лэйси (Арнольд Тот), Джон Рис-Дэвис (Саллах), Вольф Калер (полковник Дитрих), Денхолм Эллиотт (доктор Маркус Броуди), Альфред Молина (Сатипо), Энтони Хиггинс (Гоблер), Уильям Хуткин (майор Итон), Фрэнк Маршалл (пилот), в эпизоде Деннис Мюрен (нацистский шпион, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 01.12.2014

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега / Raiders of the Lost Ark (1981): кадр из фильма
С очередным артефактом

Не так уж редко случается, что великие произведения искусства вырастают из мимолётной идеи, поначалу кажущейся странной, а то и вовсе дикой, но постепенно – захватывающей всё сильнее, вплоть до навязчивости. Соответствующая мысль посетила светлую голову Джорджа Лукаса примерно тогда же, когда он приступил к реализации другого славного проекта – в духе космических приключений Флэша Гордона. Ряд важных нюансов, включая основной объект поиска – Ковчег завета, привнёс Филипп Кауфман, одно время намеревавшийся осуществить постановку. Но даже после того, как Лукасу удалось заинтересовать Стивена Спилберга, а Лоуренсом Кэзданом1 был написан сценарий, авторам пришлось выслушать решительные отказы от представителей ведущих кинокомпаний Голливуда – дало согласие лишь руководство Paramount Pictures. Наверное, опасения росли и в процессе съёмок, поскольку производственный бюджет постепенно увеличился до внушительной суммы в $18 млн. (по некоторым данным – до $22 млн.).

Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега / Raiders of the Lost Ark (1981): кадр из фильма
Виртуоз!

Впрочем, как раз коммерческая судьба «Искателей потерянного ковчега» и неизбежно последовавших продолжений сложилась исключительно благополучно2. Гораздо важнее разобраться в эстетических истоках спилберговской ленты, открывшей в кинематографе если и не новое направление, то – одно из течений внутри этого направления, охарактеризованного при помощи нечёткого термина постмодернизм. Режиссёр получил возможность снять «нечто лучше» очередной части «бондианы», к созданию которой давно мечтал приложить руку, взяв за эталон малобюджетные киносериалы студии Republic Pictures или даже – работы «диснеевцев» о похождениях Скруджа МакДака и Кº. Вместе с тем экранное действо достигло его стараниями высокой (на момент выхода – высочайшей) степени концентрации, на каждом шагу вовлекая зрителя в водоворот увлекательных событий. Тому же агенту 007 и не снилось странствовать по столь экзотическим местам, совершая подвиги, моментально заносимые на скрижали Истории, и непрерывно противостоя посланцам подлинного, а не вымышленного мирового зла – обретающим неслыханную мощь нацистам. Стали объектом подражания не просто новаторские, филигранно разработанные и поставленные трюки, а сам принцип безостановочного наращивания интенсивности повествования – эйзенштейновский «монтаж аттракционов» на новом витке! Причём Спилберг, соблюдая внешнее правдоподобие и жонглируя бесчисленными культурными стереотипами, умудряется сохранить ироническую интонацию, заразить ощущением увлекательной – пусть местами смертельно опасной – игры. Игры, постепенно выходящей за рамки обыденности, уводя в фантастическо-мифологическую сферу… Знаменательно, что в итоге (после того, как отпали прочие кандидатуры) был утверждён именно лукасовский актёр Харрисон Форд, с блеском передавший двойственность современного героя, одновременно умного и ловкого, бесстрашного и расчётливого, сочетающего в себе авантюризм и отвагу пионеров Америки3 с бескорыстностью учёного-исследователя. Одним словом, примиряющего деловую напористость Запада с отвлечённо-философским миросозерцанием Востока, оставаясь при этом подлинно indie (сокр. от «independent», то есть ‘независимость’) по духу. Художественная гармония, достигнутая Стивеном Спилбергом, стала предметом зависти многих – однако официальное признание со стороны Американской академии кинематографических наук и искусств ограничилось пятью второстепенными премиями «Оскар».

.

__________
1 – Заметим мимоходом, что он именно в 1981-м дебютировал в режиссуре модернизированным «чёрным фильмом» «Жар тела».
2 – Кассовые сборы в национальном прокате составили $230,3 млн. (с большим отрывом первое место в сезоне), в общемировом – $384,1 млн.
3 – Тайна появления щегольской шляпы и верного хлыста будет раскрыта в третьей части.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Материалы о фильме:
Звягинцева Ирина. Харрисон Форд: через тернии к звёздам // Видео-Асс Премьер. – 1992, № 7. – С. 17-20.
Рубрика «Работница ВИДЕО» // Работница. – 1991, № 3. – С. 35-36.
Шэйе Жан-Поль. Учитель по имени Индиана Джонс // Видео-Асс Премьер. – 1992, № 7. – С. 21.
Дорошевич А. Харрисон Форд // Видео Дайджест. – 1989, № 1. – С. 51-52.
Звегинцева И. Видеотека в сейфах милиции // Видео Дайджест. – 1989, № 1. – С. 26-36.
Кудрявцев Сергей. Видеокомпас // Советский экран. – 1989, № 6. – С. 30.

Материалы о фильме (только тексты) 

Pages: 1 2 3 4 5

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+