В белом плену / Into the White (2012)

В белом плену / Into the White (2012): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Среди снегов» / «В белизне» / «Снежная тюрьма» (варианты перевода названия).

Норвегия, Швеция.

Продолжительность 100 минут.

Режиссёр Петтер Нэсс.

Авторы сценария Оле Мелдгаард, Дейв Манго, Петтер Нэсс.

Оператор Дэниел Волдхейм.

Жанр: фильм действия, драма, исторический фильм, военный фильм

Краткое содержание
27-го апреля 1940-го года бомбардировщик Люфтваффе Heinkel He 111 совершает аварийную посадку где-то в горной местности Норвегии. Похоронив погибшего члена экипажа, лейтенант Хорст Шопис (Флориан Лукас), унтер-офицер Йозеф Шварц (Давид Кросс) и фельдфебель Вольфганг Штрунк (Стиг Хенрик Хофф) пытаются добраться до места расположения своих частей. Однако разыгрывается снежная буря, и лётчикам чудом удаётся спастись, найдя прибежище в пустующей хижине. Проходит немного времени, и туда же волею случая приходят капитан Чарльз П. Дэвенпорт (Лахлан Нибоер) и бортстрелок Роберт Смит (Руперт Грин), воевавшие на истребителе Авиации Королевских ВМС Blackburn Skua — том самом, с которым бомбардировщик провёл накануне воздушный бой.

Также в ролях: Ким Хауген (Бьёрн Густавсен, норвежский лыжный патруль), Кнут Йонер (Харальд Густавсен, норвежский лыжный патруль), Мортен Фалдаас (Терье, норвежский лыжный патруль).

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 15.04.2013

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

В белом плену / Into the White (2012): кадр из фильма
Товарищи по несчастью

В свете нередкого в последнее время появления кинопроизведений о Второй мировой (и Великой Отечественной!) войне, которые стыдливо характеризуют «ревизионистскими» вместо более точного эпитета – «профашистские», к любому новому фильму, освещающему события недавнего прошлого под, скажем так, необычным ракурсом, относишься с настороженностью. Ведь и творцы примитивных поделок вроде второй и третьей частей «Утомлённых солнцем» /2010-11/, «4 дней в мае» /2011/, «Наших матерей, наших отцов» /2013/ неизменно настаивают, что опирались исключительно на факты, а после того, как их уличают в грубых фальсификациях, клеветнических измышлениях, перенесении нелепых и оскорбительных стереотипов на невымышленных личностей, принимаются кричать о неприкосновенности права художника на персональное видение. Создатели фильма «В белом плену» рисковали попасть в такую же двусмысленную ситуацию уже по причине обращения к явно неординарному инциденту, имевшему место на норвежской земле – но опасения, к счастью, не оправдались.

В белом плену / Into the White (2012): кадр из фильма
Печальная развязка

Петтер Нэсс, написавший сценарий вместе с двумя кинодраматургами1, действительно не скрывает симпатий к героям – немецким лётчикам, принимавшим, надо полагать, непосредственное участие в бомбардировке населённых пунктов в ходе операции «Везерюбунг», началом которой официально считается 9-ое апреля. Но… ровно в той степени, в какой они (исходя из собственных качеств) того заслуживают, оказавшись в данном отношении ничем не лучше и не хуже товарищей по несчастью из Соединённого Королевства. Причём на этом основании отнюдь не напрашивается вывод и об аполитичности авторской позиции. Завладев оружием, Смит2 набрасывается на противников с пламенной речью об абсурдности завоевательных планов нацистов («Когда, ты думаешь, Гитлер удовлетворится? Когда захватит Китай?»), да… не может ничего противопоставить доводам Шописа о том, что Британская империя, по сути, занимается тем же самым – борьбой за контроль над ресурсами в планетарном масштабе. «История, Роберт», – обескуражено подтверждает Дэвенпорт правоту оппонентов… От всепроникающего влияния идеологии никуда не деться, и Штрунк с воодушевлением зачитывает отрывки из книги «Майн кампф», подписанной самим фюрером, не понимая, почему не получает одобрения от сослуживцев старше по званию. Глупо отрицать, что все они, желая того или нет, несут ответственность за политику своих держав – хотя бы фактом участия в битве за страну, вообще-то изъявлявшую желание сохранить нейтралитет. Однако бытие воистину определяет сознание, и в экстремальных условиях, когда лётчики лишь чудом не умерли от холода и голода, такого рода моменты поневоле отступают на дальний план. Настолько, что офицеров даже посещает крамольная мысль остаться в живописном местечке и дождаться исхода войны… Вот только реально ли это? Не скажу, что Нэсс является первопроходцем в теме, следуя в русле ряда предшественников: от англичанина Дж. Ли Томпсона («Трудный путь в Александрию» /1958/) до нашего соотечественника Александра Рогожкина, отдавшего предпочтение в «Кукушке» /2002/, впрочем, трагикомической интонации. И картина не пользовалась зрительским спросом даже в Норвегии, где, собрав $636 тыс., оказалась в пятом десятке коммерческих лидеров сезона. Но искренность скандинавских кинематографистов, безусловно, вызывает уважение.

.

__________
1 – Оле Мелдгаард пришёл с телевидения, а Дейв Манго вообще являлся дебютантом.
2 – Необычная роль для Руперта Гринта, прославившегося в образе Рона Уизли, лучшего друга Гарри Поттера.

Прим.: рецензия публикуется впервые

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+