Всё о Еве / All About Eve (1950)
Полнометражный фильм (премия «Оскар» и номинация на «Золотой глобус»).
Другие названия: «Лучшая роль» / «Лучшее исполнение роли» / «Best Performance» (рабочее название).
США.
Продолжительность 138 минут.
Режиссёр Джозеф Лео Манкевич (премия «Оскар», специальный приз жюри МКФ в Канне и номинация на «Золотой глобус»).
Автор сценария Джозеф Лео Манкевич (премии «Оскар» и «Золотой глобус») по рассказу Мэри Орр (без указания в титрах).
Композитор Альфред Ньюман (номинация на «Оскар»).
Оператор Милтон Р. Краснер (номинация на «Оскар»).
Также премии «Оскар» получили: Эдит Хед, Шарль Ле Мэр (художники по костюмам), Томас Т. Моултон (звук, запись).
Также на премии «Оскар» номинировались: Лайл Р. Уилер, Джордж У. Дэвис, Томас Литтл, Уолтер М. Скотт (художники-постановщики), Барбара МакЛин (монтаж).
Жанр: драма
Краткое содержание
Карен Ричардс (Селеста Холм, номинация на «Оскар») однажды вечером замечает у выхода из театра девушку, которая, представившись Евой Харрингтон (Энн Бакстер, номинация на «Оскар»), рассказывает, что является горячей поклонницей таланта Марго Чэннинг (Бетт Дейвис, премия МКФ в Канне, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус») — «звезды» пьесы, написанной Ллойдом (Хью Марлоу), мужем Карен. Миссис Ричардс оказывает скромной незнакомке услугу, проведя её в гримёрную знаменитой актрисы. Марго предлагает Еве место личной помощницы. Мисс Харрингтон вне себя от радости и уверяет, что ни о чём больше не смеет и мечтать. Но так ли это?..
Также в ролях: Джордж Сандерс (Эддисон ДеВитт, премия «Оскар» и номинация на «Золотой глобус»), Гэри Меррилл (Билл Симпсон), Грегори Ратофф (Макс Фабиан), Барбара Бэйтс (Фиби), Мэрилин Монро (мисс Клаудия Кассуэл), Телма Риттер (Бёрди, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»), Уолтер Хэмпден (пожилой актёр), Сюзанн Риджуэй (гостья на церемонии вручения Премии Сары Сиддонс), Рэнди Стюарт (девушка).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 29.04.2021
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Может показаться странным, что Джозеф Лео Манкевич указан в титрах в качестве единственного кинодраматурга, пусть премию «Оскар» он и получил за лучший неоригинальный сценарий (адаптацию). Готов согласиться с тем, что сюжет фильма заметно отличается от фабулы краткой (объёмом всего в три с половиной страницы) новеллы «Мудрость Евы» Мэри Орр, опубликованной в журнале Cosmopolitan в мае 1946-го. Но введения в повествование образа инженю по фамилии Кэсвелл1 (между прочим, в исполнении Мэрилин Монро, пока сравнительно малоизвестной) представляется всё-таки недостаточно, чтобы отметить вклад автора литературного первоисточника. Она проявила, как ни крути, исключительную проницательность. С одной стороны Мэри «подсмотрела» историю в гуще жизни, вдохновившись рассказом актрисы-приятельницы Элизабет Бергнер, которая поведала о юной почитательнице своего дарования, нанятой в качестве помощницы и уволенной после того, как девушка обнаружила намерение подменять её на подмостках. Но с другой – драма с обескураживающим, разоблачающим названием «Всё о Еве» неслучайно вызывает в памяти массу голливудских картин, не без горечи говорящих об изменчивости и прихотливости славы, об относительности таланта, о той цене, какую приходится платить за саму возможность покорения сцены и экрана. Вспомним в данной связи хотя бы ленту «Сколько стоит Голливуд?» /1932/, послужившую основой для четырёх (!) римейков в жанре мюзикла. И на том ассоциации вовсе не заканчиваются!
По иронии судьбы, фильм вышел в кинопрокат всего на пару месяцев позже «Бульвара Сансет» /1950/ Билли Уайлдера, близкого по теме и пафосу. Однако Манкевичу даже не потребовалось прибегать к приёмам мрачного нуара или вводить элементы мистики (излагать события от лица… покойника, плавающего в бассейне), чтобы исчерпывающе поведать о тёмных, поистине инфернальных уголках человеческой души. Энн Бакстер на редкость убедительна в образе Евы – сущего ангела во плоти, ниспосланного Марго небесами, не иначе. Девушка ничего не просит и, как все убеждены, не мечтает о чём-то помимо возможности находиться рядом со своим кумиром. Она демонстрирует похвальную исполнительность, скромность, стараясь предугадать любые желания Чэннинг. Даже «прегрешения» мисс Харрингтон (например, любующейся на себя в зеркало, «примеряя» платье хозяйки) кажутся невинными, почти детскими шалостями… Тем поразительнее контраст, когда мы видим героиню позже, уже добившейся осуществления сокровенных помыслов. Прежней кротости как не бывало, а мягкий, бархатный голосок оказался напрочь вытеснен властными интонациями. Как тут не поверить, что она способна и на подлую сделку, и на предательство, и на шантаж – что не остановится и перед коварным соблазнением Ллойда Ричардса, совершенно не считаясь с чувствами его законной супруги Карен, своей благодетельницы. А чтобы улетучились последние сомнения, Джозеф прибегает к остроумному драматургическому приёму, поставив теперь уже титулованную Еву в практически идентичные условия – познакомив со страстной поклонницей по имени Фиби. И далеко не факт, что ситуация не повторится.
Впрочем, как бы сильно ни впечатляло преображение Харрингтон, о которой мы действительно узнали всё (как говорится, маски сброшены), режиссёр-сценарист словно прозрачно намекает публике: она недостойна считаться главной героиней, сколько б лестных слов по адресу дебютантки ни расточали продюсер, зрители, театральные критики. И дело вовсе не в том, что кампания, инспирированная мистером ДеВиттом – циничным властителем дум, зиждется на лжи или клевете. Приглашение Бетт Дейвис (правда, уже после того, как по разным причинам не утвердили кандидатуры Сьюзен Хейворд, Марлен Дитрих и Гертруды Лоуренс) представляется не просто везением. Выдающаяся актриса позже призналась, что сотрудничество с Джозефом в значительной степени предотвратило преждевременный (в расцвете творческих сил) закат её карьеры. Это тот случай, когда предлагаемые обстоятельства как бы и не потребовали дополнительного вживания: образ словно сам собой обрёл автобиографические черты. Даже больше, чем автобиографические черты. Бетт (как и Глория Свенсон у Уайлдера) выплеснула на кинополотно, кажется, собственные латентные страхи, душевную боль, терзания. И чем основательнее втягиваешься в круговорот экранных событий, тем яснее приходит осознание, что внешней сюжетной линией суть кинопроизведения не исчерпывается. Да, падение с Олимпа славы – вещь болезненная, особенно когда надвигающиеся неприятности в карьере усугубляются риском неудачи в личной жизни (пусть в итоге в отношениях с избранником-режиссёром всё складывается как нельзя лучше). Да, интриги неотъемлемы от творческой среды, где битва амбиций подчас принимает грандиозный накал. Однако проблемы такого рода – ничто в сравнении с глубинным, почти мистическим ужасом перед подменой твоей личности. С боязнью лишиться главной роли – роли самой себя, Марго Чэннинг. Как ни странно, массовая аудитория отлично почувствовала эту особенность фильма, попавшего (с результатом $3,1 млн. прокатной платы при бюджете в $1,4 млн.) в число коммерческих лидеров сезона. И тем более не удивляет триумф ленты у членов Американской академии кинематографических искусств и наук, хотя из рекордного количества номинаций на «Оскар» (четырнадцать!) реализовались далеко не все.
.
__________
1 – Полное имя писательницы-артистки, продавшей кинокомпании 20th Century Fox права на создание киноверсии за вполне умеренную сумму (называются цифры порядка $3,5-5 тыс.), – Мэри Кэсвелл Орр.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
«Всё о Еве» // Видео Дайджест. – 1991, № 6. – С. 19-20.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий