Жестяной барабан / Die Blechtrommel / Blaszany bebenek / Limeni dobos (1979)

Фолькер Шлендорф до и после Берлинской стены // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 26. – С. 16-17.

ФОЛЬКЕР ШЛЕНДОРФ ДО И ПОСЛЕ БЕРЛИНСКОЙ СТЕНЫ

Он работал с Жан-Пьером Мельвилем, Луи Малем, Аленом Рене, когда ему было немногим более двадцати. В двадцать семь снимает свой первый полнометражный фильм «Молодой Терлес» – экранизацию романа Роберта Музиля. Картина отмечена на кинофестивале в Канне, а на родине ей присуждена «Золотая кинолента» за режиссуру и сценарий.

Фолькер Шлендорф родился в 1939 году в Висбадене, учился там же в гимназии, а в семнадцать лет уезжает по обмену во Францию и остается там почти на десять лет вместо предполагавшихся двух месяцев, пропитываясь влиянием «новой волны».

Вернувшись в Германию, он в 1969 году при участии Петера Фляйшмана основывает в Мюнхене собственную кинофирму, которая дает ему возможность осуществить беспрепятственную постановку своих фильмов.

– Тогда я не хотел пускаться в большие предприятия, – говорил Шлендорф в одном из интервью. – «Ваал» и «Внезапное обогащение бедняков из Комбаха», снятые на ничтожные деньги, пару сотен тысяч марок (я был продюсером и работал с теми людьми, с которыми сотрудничаю и сегодня), – как раз те картины, что до сих пор мне нравятся больше всего.

16

Следующий, нашумевший по всему миру и осыпанный наградами, фильм «Поруганная честь Катарины Блюм» (экранизация повести Генриха Белля) Фолькер Шлендорф снял вместе с Маргарете фон Тротта в 1975 году.

Тема одиночки продолжена и здесь. Исполнительница заглавной роли отметила:

– В ФРГ делается немало лент о женщинах. Но, как правило, каждый конфликт, изображенный в них, можно легко уложить в любовный треугольник. Меня же интересует внутренняя жизнь женщины и – не сочтите за феминистку – та часть ее существования, что составляет специфику души, отношение к жизни, к другим людям. Идея экранизировать прозу Гюнтера Грасса пришла Шлендорфу 23 апреля 1977 года. Тогда он записал в дневнике: «Сегодня первый раз прочитал «Жестяной барабан» и попытался представить себе фильм по этому роману. Могла бы получиться очень немецкая по духу фреска. Взглянуть на мировую историю снизу и там, на этом уровне, соприкоснуться с ней, показать масштабные, сенсационные события, связываемые друг с другом через восприятие молодого человека».

Съемки начались через 15 месяцев, и «очень немецкая по духу фреска» зашагала через границы. Картина удостоилась «Золотой пальмовой ветви» в Канне, немецкой «Золотой чаши» и Оскара по номинации «за лучший зарубежный фильм». «Я считаю, что, несмотря на все трудности, которые всегда выныривают после успеха, чертовски приятно, когда в спину дует попутный ветер», – записал Шлендорф. Кассовый успех «Жестяного барабана» обеспечил возможность режиссеру реализовать давно задуманные планы. 1981-й год ознаменовался для него, кроме постановки «Фальшивки», еще и свадьбой с Маргарете фон Тротта.

17

 

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+