Жёлтая борода / Yellowbeard (1983)
Другие названия: «Капитан Жёлтая борода» / «Йеллоуберд» (варианты перевода названия).
Великобритания, Мексика.
Продолжительность 96 минут.
Режиссёр Мел Дамски.
Авторы сценария Грэм Чепмен, Питер Кук, Бернард МакКенна, Дэвид Шерлок (без указания в титрах).
Композитор Джон Моррис.
Оператор Джерри Фишер.
Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, комедия
Краткое содержание
1687-й год. Пират Жёлтая борода (Грэм Чепмен) захватывает корабль инквизитора Эль Небулосо (Томми Чонг) с несметными сокровищами на борту, но вскоре — попадает в тюрьму за неуплату налогов. За двадцать лет он так и не признался, где закопал клад, однако, когда подходит день освобождения, коммандер Клемент (Эрик Айдл), офицер ВМФ и глава Секретной службы Её Величества, подписывает у королевы Анны (Питер Булл) указ о продлении срока нахождения морского работника за решёткой. Разозлившись, Жёлтая борода совершает дерзкий побег. Теперь знаменитого пирата не остановить никому!
Также в ролях: Мартин Хьюит (Дэн), Чич Марин (Эль Сегундо), Питер Бойл (Мун), Берил Рид (Леди Ламбарн), Питер Кук (лорд Лэмбурн), Марти Фельдман (Гилберт), Майкл Хордерн (доктор Гилпин), Мэдлин Кан (Бетти), Джеймс Мейсон (капитан Хьюз), Джон Клиз (Слепой Пью), Кеннет Марс (мистер Крисп / Вердуго), Спайк Миллиган (Фланки), Сюзанна Йорк (леди Черчилль), Бернард Фокс (Тарбук), в эпизодах (без указания в титрах), Дэвид Боуи (Акула), Мел Дамски (солдат).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 12.05.2023
Авторская оценка 5/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
На рубеже 1970-80-х киноиндустрию захлестнула очередная волна моды на картины о морских разбойниках, в результате чего увидели свет, в частности, мюзиклы (!) «Пиратский фильм» /1982/ и «Пираты Пензанса» /1983/. И всё-таки «Жёлтая борода» не является полноценной пародией на подобные произведения, как можно опрометчиво решить, обнаружив сразу нескольких актёров, плотно сотрудничавших с Мелом Бруксом: Марти Фельдмана1, Питера Бойла, Мэдлин Кан, Кеннета Марса. На самом деле инициатором проекта выступил Грэм Чепмен, вдохновившийся идеей, возникшей однажды во время разговора за совместным ужином с Китом Муном, Питером Куком и Сэмом Пекинпа. Изначально заглавную роль намеревался исполнить барабанщик группы The Who (личность по-настоящему колоритная!), однако музыкант скоропостижно скончался; однорукий помощник капитана, надо полагать, именно в честь него носит «говорящую» фамилию, означающую ‘луна’. Но подобные мелочи не остановили легендарного «монтипайтоновца», оказавшегося настолько убедительным, что сумел заманить в авантюру закадычных приятелей Эрика Айдла и Джона Клиза, позже – независимо друг от друга уверявших, что сочли сценарий отвратительным, хотя и не жалеют о том, что приняли участие в этом «групповом безумии». Такое исчерпывающе точное название получила документальная лента, посвящённая работе над комедией, которая, впрочем, не помогла зрительскому успеху: кассовые сборы в заокеанском кинопрокате составили $4,3 млн. – при производственном бюджете, оцениваемом (в разных источниках) то в $6,5 млн., то в $10 млн.
Лично мне кажется, что главным просчётом стали отнюдь не недостатки драматургии, благо что многое в сюжете менялось прямо на ходу, артистов никто не сдерживал в стремлении импровизировать и т.д. Откровенно не справился с поставленной задачей режиссёр, ранее трудившийся исключительно на телевидении. Возникает ощущение, будто Мел Дамски расписывается в бессилии обуздать такое количество невероятно талантливых, темпераментных, неутомимых на выдумку комиков, фонтанирующих забавными идеями, выкладывающихся по максимуму, лишь бы каждое мгновение их пребывания на экране вызывало хохот. И на протяжении сеанса действительно не раз смеёшься в голос, отдавая должное таланту исполнителей. Сам-то Чепмен с нескрываемым удовольствием глумится над стереотипным образом морского волка («прототипом» послужил Эдвард Тич по прозвищу Чёрная Борода), изображая колоритного убийцу, насильника, буяна, становящегося ещё опаснее после смерти. Но и его коллеги получили неплохие шансы блеснуть в персональных скетчах: запоминаются проделки Слепого Пью (естественно, позаимствованного из стивенсоновского «Острова сокровищ»), происки Клемента, высокие отношения Эль Сегундо и Эль Небулосо, сыгранных Чичем Марином и Томми Чонгом. Вот только всё вместе сведено словно дрожащей рукой: действию до обидного не хватает объединяющего начала, общей интонации. Небольшой по хронометражу сегмент «Страховщики Permanent Assurance в алом», снятый Терри Гиллиамом для «Смысла жизни по Монти Пайтону» /1983/, получился несоизмеримо удачнее. Или же авторам можно поставить в пример Романа Полански, даже несмотря на то, что «Пираты» /1986/ тоже не вызовут энтузиазма у широкой публики.
.
__________
1 – Как ни печально, скончавшегося на заключительном этапе съёмок, проходивших в Мексике.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий