007: Координаты Скайфолл / Skyfall (2012)

007: Координаты Скайфолл / Skyfall (2012): постерПолнометражный фильм.

Другое название: «Скайфол» (вариант перевода названия).

Великобритания, США.
Продолжительность 143 минуты.

Режиссёр Сэм Мендес.

Авторы сценария Нил Первис, Роберт Уэйд, Джон Логан, автор персонажей Ян Флеминг (без указания в титрах).

Композитор Томас Ньюман.

Оператор Роджер Дикинс.

Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, криминальный фильм, триллер

Краткое содержание
Джеймс Бонд (Дэниэл Крэйг) преследует в Стамбуле наёмника Патриса (Ола Рапас), похитившего жёсткий диск, содержащий информацию обо всех агентах НАТО под прикрытием, внедрённых в террористические организации. Операцией руководит лично М (Джуди Денч), по приказу которой Ив Манипенни (Наоми Харрис) открывает огонь и случайно попадает в Джеймса, а не в его противника. Считающийся погибшим, Бонд надолго исчезает из поля зрения руководства, а в это время МИ-6 объявляет войну особо опасный преступник Рауль Сильва (Хавьер Бардем).

Также в ролях: Рэйф Файнс (Гэрет Мэллори), Беренис Марло (Северин, в титрах как Bérénice Lim Marlohe), Альберт Финни (Кинкейд), Бен Уишоу (Кью), Рори Киннер (Тэннер), Хелен МакКрори (Клер Дауэр), Николас Вудсон (доктор Холл), Билл Бакхёрст (Ронсон), Элиз дю Туа (Ванесса, ассистентка М).

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 27.03.2013

Авторская оценка 5/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

007: Координаты Скайфолл / Skyfall (2012): кадр из фильма
Всегда готов

Съёмка очередного фильма «бондианы», как и любого разросшегося кинематографического цикла, ставшего объектом культа нескольких поколений зрителей чуть ли не по всему миру, – большая ответственность! Во время сеанса не покидает ощущение, что Сэм Мендес потратил львиную долю фантазии и энергии на то, чтобы максимально учесть все известные традиции сериала, искренне постаравшись избежать их механического повторения – подойдя к увлекательному процессу творчески. В результате поклонники заметили, что двадцать третья часть получила самое короткое название, если не считать усечённой версии написания заголовка «Dr. No». Что по хронометражу «007: координаты Скайфол» уступили только «Казино «Рояль» /2006/. Что английская певица Адель, в отличие от ряда предшественников, последовала примеру Мадонны, взяв для песни-лейтмотива (кстати, действительно очень сильной, заслуженно отмеченной «Оскаром») название самой ленты. Что кинематографисты в третий раз провели съёмки в Стамбуле, задействовав для эффектной погони на мотоциклах по крышам строений Гранд базар – один из крупнейших и древнейших крытых рынков в мире. Что имя Яна Флеминга не фигурирует в титрах даже как автора персонажей. Что агент 007 получил лишь второе (за пятидесятилетнюю карьеру!) огнестрельное ранение, стоически перенося боль, чтобы отправить извлечённые из организма осколки на экспертизу. Что автомобиль Aston Martin DB5 наконец-то взрывается. И так далее, и тому подобное. Среди самых остроумных находок такого рода – резкое омоложение Кью, предстающего не чудаковатым изобретателем-электронщиком в летах, а юным компьютерным гением, который снабжает Бонда всего-навсего портативным радиопередатчиком и пистолетом Walther PPK/S калибра 9 мм. Более того, он саркастически спрашивает, не ждёт ли разведчик какого-нибудь замысловатого устройства вроде стреляющей авторучки, и, разумеется, просит вернуть оборудование в целости и сохранности. Главное же, Бонд впервые терпит моральное поражение от противника, поскольку волей-неволей вынужден признать: Сильва (для справки: третий ведущий антагонист в исполнении актёра-испанца) выполняет заявленную миссию – ликвидирует М.

007: Координаты Скайфолл / Skyfall (2012): кадр из фильма
Манипенни готовится к секретарской работе

Собственно, приглашение маститого режиссёра, обладателя премии «Оскар», изначально предполагало ревизионистский подход. Центральной темой произведения становятся обвинения в адрес руководства спецслужбы в приверженности устаревшим методам и в вопиющей неподготовленности к новым угрозам, свидетельством чему служат и похищение сверхсекретных данных, и теракт прямо в резиденции МИ-6. На публичных слушаниях М в оправдание цитирует пламенные строчки1 из стихотворения Альфреда Теннисона «Улисс» /1833/ («Бороться и искать, найти и не сдаваться») и категорически отказывается подавать в отставку, оказывая максимальную поддержу Джеймсу, несмотря на удручающие результаты тестов. И трудно вообразить себе, какой высокий символизм авторы вкладывают в развязку! Расписавшись в бессилии тягаться с Раулем в современном, высокотехнологичном мире, агент 007 принимает гениальное решение – выманить (примерно как «последний самурай» в исполнении Тома Круза) соперника с приспешниками на территорию, где всё это теряет значение. Полуразрушенное фамильное шотландское поместье2 Скайфолл, за которым присматривает Кинкейд, твёрдый, как скала, невзирая на преклонный возраст, и детские воспоминания о котором так и не выветрились из памяти шпиона, послужит прекрасным местом решающего сражения. И не беда, что из оружия – только парочка охотничьих ружей…

007: Координаты Скайфолл / Skyfall (2012): кадр из фильма
Снова повезло!

Что и говорить, оригинальная трактовка. Вот только, увлёкшись переосмыслением кинематографического наследия, Мендес и кинодраматурги Нил Первис, Роберт Уэйд и Джон Логан как-то упустили из виду одну из главных визитных карточек «бондианы» – самоиронию. Было странно следить за тем, как от серии к серии Бонд всё основательнее серьёзнеет, чтобы переступить последнюю черту – уйти в глубочайшую рефлексию (депрессию?), ведя со смертью опасные игры и предъявляя суровой начальнице странные претензии. Да и тонкий намёк на то, что ещё чуть-чуть, и Джеймс вступил бы на ту же кривую стезю, с которой точно не свернёт бывший коллега, которого М сочла за благо сдать, исходя из соображений высокой политики, больше подошёл бы для классических шпионских детективов3. Хавьер Бардем не боится переусердствовать, изображая типичного сверхзлодея из комиксов – кого-то среднего между Джокером и Пингвином, а режиссёр не постеснялся сообщить о влиянии, испытанном в процессе работы над «007: координатами Скайфол» со стороны постановок Кристофера Нолана о Бэтмене. Однако в его случае попытка вывести славный цикл на новый, более мрачный и философский уровень выглядит глуповато. Впрочем, зрители из разных стран со мной вряд ли согласятся, и впечатляющие коммерческие показатели фильма, собравшего (при бюджете, оцениваемом в $150-200 млн.) $1,1 млрд., надолго отобьют охоту говорить о банкротстве кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer.

.

__________
1 – У нас получившие широкую известность стараниями Вениамина Каверина – благодаря роману «Два капитана» /1944/ и его экранизациям.
2 – А никакие не координаты и не операция, как сочли прокатчики ряда стран.
3 – Вроде недавней картины «Шпион, выйди вон!» /2011/.

Прим.: рецензия публикуется впервые

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+