Чёрный квадрат / Chyornyy kvadrat (1993)

Чёрный квадрат / Chyornyy kvadrat (1993): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Чёрный квадрат» / «Black Square» (международное англоязычное название).

Россия.

Продолжительность 123 минуты.

Режиссёр Юрий Мороз.

Автор сценария Юрий Мороз по роману Фридриха Незнанского.

Композитор Юрий Потеенко.

Оператор Борис Новосёлов.

Жанр: криминальный фильм, детектив

Краткое содержание
Ноябрь 1982-го года. Александр Турецкий (Дмитрий Харатьян) проходит стажировку в Мосгорпрокуратуре под руководством Константина Дмитриевича Меркулова (Виталий Соломин). Они быстро устанавливают, что два убийства, на первый взгляд не имеющие ничего общего, тесно связаны одно с другим — и объединяют уголовные дела. Более того, по мере накопления улик, свидетельских показаний и т.д. Меркулов всё настойчивее склоняется к мысли, что в преступлениях замешаны влиятельные — связанные с руководством КПСС и КГБ — люди.

Также в ролях: Елена Яковлева (Рита Счастливая), Василий Лановой (генерал КГБ Василий Васильевич Кассарин), Татьяна Кравченко (подполковник Александра Русланова), Армен Джигарханян (Михаил Георгадзе), Эммануил Виторган (Казаков), Алла Балтер (Ракитина), Владимир Талашко (Грязнов), Владимир Герасимов (Грязнов, озв.), Татьяна Лютаева (Алла Тер-Погосян), Анна Каменкова (Алла Тер-Погосян, озв.), Вадим Андреев (Красниковский), Андрей Болтнев (Пономарев), Михаил Глузский (генерал Цапко), Дарья Мороз (Лида Меркулова), Игорь Ясулович (Ракитин), Георгий Колчицкий (Андропов), Николай Засухин (Емельянов), Станислав Житарев (Моисеев), Александр Новиков (Волин), Александр Граве (Лёся), Кирилл Столяров (Абрикосов), Николай Алексеев (Сатин), Валерий Афанасьев (Рашилин), Людмила Долгорукова (Елена Петровна), Мария Виноградова (соседка Турецкого), Вера Воронкова (Ирина Фроловская, соседка Турецкого, валютная проститутка), Владимир Трошин (генерал милиции), Николай Погодин (директор комиссионного магазина), Алексей Золотницкий (Николай Петрович), Инга Будкевич (капитан милиции), Юрий Доронин (Савельев, лейтенант ДПС), Наталья Хорохорина (метрдотель), Марина Устименко (товаровед), Юрий Колычев (начальник следственного отдела прокуратуры г. Москвы), в эпизоде Дмитрий Певцов (гость на вечеринке у друзей Риты, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 01.12.2016

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Чёрный квадрат / Chyornyy kvadrat (1993): кадр из фильма
Невосполнимая потеря

Как таковой факт эмиграции из СССР, в том числе на легальных основаниях, ещё не свидетельствовал о предательских намерениях бывшего гражданина: мотивация могла быть разной (от расхождений с властью по каким-то вопросам до банальной жажды денег или славы). Но как только человек начинал активно сотрудничать с организацией агрессивно антисоветского (а значит, и русофобского, что бы ни утверждали идеологи) толка, да ещё тесно связанной со спецслужбами противника по «холодной войне», тут уж всякие сомнения исчезали. Вот и в процессе чтения увлекательных литературных произведений Фридриха Незнанского, естественно, не следует забывать о вдохновенном сотрудничестве писателя с Народно-Трудовым Союзом российских солидаристов. Собственно, и роман «Ярмарка в Сокольниках» оказался впервые опубликован – в 1984-м году – тем самым издательством «Посев», что всячески содействовало реализации концепции «молекулярной» революции, поднятой на щит руководством НТС. Более того, коллизии первоисточника и киноверсии подозрительно напоминают перипетии бестселлера «Парк Горького» /1981/ (известного по киноверсии Майкла Эптеда): Фридрих взялся – не иначе! – расширить и углубить подход Мартина Круза Смита, попутно исправив отдельные бытовые неточности, допущенные американским коллегой.

Чёрный квадрат / Chyornyy kvadrat (1993): кадр из фильма
Счастье было возможно

С учётом изложенного выше само обращение авторов к таким вопросам, как деятельность Комитета государственной безопасности, в том числе в разрезе профессиональной конкуренции с прокуратурой и МВД, и нелегальное обогащение партийных бонз казалось подозрительным. Однако «Чёрный квадрат», как ни забавно, выглядит предпочтительнее иных «злободневных» (читай – «чернушных») отечественных детективов и боевиков рубежа 1980-90-х. Вероятно, здесь сыграло продуктивную роль желание Юрия Мороза (как и в случае с дебютной постановкой – фэнтези «Подземелье ведьм» /1990/1) сотворить полноценный отечественный блокбастер. Режиссёр-сценарист не мог не понимать, что «созвездия» актёров (включая Армена Джигарханяна, Андрея Болтнева, Эммануила Виторгана, получивших до обидного мало экранного времени), впечатляюще выполненных трюков, напряжённой интриги и т.д. будет недостаточно: широкая публика не заинтересуется очередным вражеским выпадом, замаскированным под критику социалистической системы. Чувство меры создателям не изменило: нет даже завлекательных «постельных» сцен, причём сомнительная мода подвергается незлобивому вышучиванию (в эпизоде проведения операции по задержанию сотрудниками МУРа Волина, пришедшего к любовнице). Главное же, предпосылка с постыдным, как сказали бы раньше, буржуазным перерождением генерала КГБ, прикрывающегося красивыми речами о всесилии учения Маркса и особенно русского человека Ленина (и действительно принёсшего нашей разведке много пользы), не становится поводом для безудержного обличительства. Как и бандиты, предатели с коррупционерами есть всюду – но как раз по критерию Глеба Жеглова («Правопорядок в стране определяется не наличием воров, а умением властей их обезвреживать») вырисовывается не столь безнадёжная картина. Вот и вынесенный в эпиграф куплет из песни Владимира Высоцкого «Охота на волков» приобретает двойственный смысл: серым хищникам, матёрым и щенкам, невольно уподобляются Меркулов с Турецким – или же такие личности, как Кассарин, проведший дерзкую акцию (с ограблением, убийствами, вовлечением уважаемого товарища Георгадзе и т.д.) по присвоению теневых средств КПСС?.. Согласно выводам кинематографистов (и беллетриста?), получается, что выдвижение Юрия Андропова на пост главы страны развязало руки честным блюстителям закона, объективно – способствовав очищению и обновлению социалистической системы. Нам остаётся только домыслить, что позже, с приходом команды Горбачёва, тенденцию де-факто пресекли – и был взят курс на «перестройку», в которую оборотливый Василий Васильевич развернулся бы по-настоящему, если б не погиб.

.

__________
1 – Между прочим, Сергей Жигунов, ещё один (наряду с Дмитрием Харатьяном) гардемарин, исполнивший тогда ведущую партию, взял на себя функции продюсера.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Фикс Сергей. Георгадзе на чистой воде // Видео-Асс PREMIERE. – 1993, № 11. – С. 7.
Славина Елена. Пирог бисквитный, малость подгоревший. О равновесии в природе // Видео-Асс ФАВОРИТ. – 1993, № 2. – С. 6-8.
Колбовский Александр. Выбирающие «пепси» // Видео-Асс ФАВОРИТ. – 1993, № 2. – С. 26.

Материалы о фильме (только тексты) 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+