Царство небесное / Kingdom of Heaven (2005)

Царство небесное / Kingdom of Heaven (2005): постерПолнометражный фильм.

Другое название: «Царствие небесное» (вариант перевода названия).

США, Великобритания, Испания, ФРГ, Марокко.

Продолжительность 144 минуты.

Режиссёр Ридли Скотт.

Автор сценария Уильям Монахан.

Композитор Гарри Грегсон-Уильямс.

Оператор Джон Мэтисон.

Жанр: фильм действия, приключенческий фильм,
драма, исторический фильм, военный фильм

Краткое содержание
1184-й год. Кузнеца Балиана (Орландо Блум), скорбящего по любимой супруге (Натали Кокс), после смерти сына не выдержавшей и наложившей на себя руки, навещает Годфри Ибелин (Лиам Нисон), знатный и осенённый славой рыцарь, который сообщает юноше, что является его отцом, и предлагает направиться вместе в Иерусалим. Тот поначалу отказывается, но, убив в порыве гнева священнослужителя (Майкл Шин), допустившего неуважение к покойной женщине, присоединяется к крестоносцам. В священном городе у Балиана появляется шанс начать новую жизнь.

Также в ролях: Ева Грин (принцесса Сибилла), Джереми Айронс (Раймон, граф Тиберий), Дэвид Тьюлис (госпитальер), Брендан Глисон (Рене де Шатильон), Мартон Цокас (Ги де Лузиньян), Эдвард Нортон (Болдуин, король Иерусалима), Гассан Массуд (Саладин), Джон Финч (патриарх Иерусалима), Иэн Глен (Ричард, король Англии), Кевин МакКидд (английский сержант), Николай Костер-Вальдау (деревенский шериф).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 17.07.2013

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Царство небесное / Kingdom of Heaven (2005): кадр из фильма
Сын и отец

Сложно сказать, стало ли «Царствие небесное» (учитывая тематику и пафос ленты, такой, «церковнославянский» вариант перевода названия кажется предпочтительнее) тем же для кинематографических эпосов о Средневековье, чем оказался «Гладиатор» /2000/ в поджанре «пеплум». К сожалению, новую, также осуществлённую с размахом1, отмеченную эпическим дыханием постановку Ридли Скотта уже не ждал безоговорочный коммерческий триумф, причём меньше всего интереса проявили зрители в Северной Америке, где кассовые сборы составили менее четверти от общей суммы ($47,3 млн. из $211,65 млн.). Да и соизмеримого художественного резонанса всё же не последовало… А между тем, даже если искренне признать большее эстетическое совершенство кинокартины о судьбе Максимуса (между прочим, Рассел Кроу должен был, но не смог из-за занятости на съёмках отметиться в образе короля Ричарда Львиное Сердце), именно это произведение воспринимается принципиальным в контексте развития исторического кинематографа – и именно для начала XXI столетия.

Царство небесное / Kingdom of Heaven (2005): кадр из фильма
Настречу славе?..

Дело не в какой-то исключительной добросовестности в следовании установленным фактам сценариста-дебютанта Уильяма Монахана и режиссёра, которые действительно проделали серьёзную работу (сами и по рекомендациям приглашённых консультантов), исследуя документы и памятники материальной культуры начала второго тысячелетия. Наивно удивляться всё-таки неизбежным (диктуемым специфическими законами кинодраматургии) различиям между персонажами и их прототипами2, не говоря уже об авторской трактовке тех или иных деяний действующих лиц, которая вряд ли устроит абсолютно всех профессиональных историков. Само по себе показательно, когда художник такого масштаба, как Скотт обращается к той или иной эпохе, тому или иному событию, оставшемуся в памяти людей, можно сказать, навеки. Причём в данном случае вопросы в том духе, что именно заинтересовало кинематографистов в осаде армией Саладина Иерусалима, как-то не возникает…

Царство небесное / Kingdom of Heaven (2005): кадр из фильма
Рыцарь

Если в процессе создания ленты (в частности, в статье профессора Халеда Абу эль-Фадля, опубликованной в августе 2004-го, после ознакомления со сценарием) ещё озвучивались предположения, что увидит свет произведение, которое будет потворствовать росту ненависти к мусульманам, то после премьеры подобные опасения улетучились. Поддержка марокканского короля Мохамеда VI (кстати, личного друга Ридли) в организации съёмок, включая выделение полутора тысяч солдат для батальных сцен, окупилась сторицей – и кинематографисты получили массу писем с благодарностями от исламских организаций и сообществ, а в кинотеатрах Бейрута, по свидетельству журналиста Роберта Фиска, раздавались аплодисменты в сцене, когда Саладин, приняв город, подбирает с пола и бережно ставит на стол забытое в спешке распятье. Это действительно редкий для «фабрики грёз» пример непредвзятого отношения к тем, кто исповедует иную религию и к кому христиане продолжают относиться с предубеждением, памятуя о кровопролитных войнах прошлого, а в первую очередь – поддаваясь искусственно насаждаемым стереотипам. Не у каждого на Западе хватит смелости признать несправедливость крестовых походов, включая триумфальное взятие священного города, завершившееся резнёй иноверцев. Но сложность не в том, чтобы указать виновных. Речь идёт о куда более фундаментальных причинах, чем низкие моральные качества конкретных персон, например, Ги де Лузиньяна, который, взойдя на трон, не проявляет и доли той прозорливости и мудрости, что была присуща Болдуину IV, поддерживавшему хрупкий мир с Саладином. Волей судьбы Иерусалим становится местом, где сходятся интересы влиятельных сил – и где противоречия между разными цивилизациями (материального и идейного свойства) рано или поздно достигнут высшей точки накала. Длительный кульминационный эпизод штурма города-крепости с применением стенобитных орудий и осадных башен, конечно, не обошёлся без специальных эффектов, но всё равно – выделяется потрясающей реалистичностью на фоне достижений ряда режиссёров (от Питера Джексона в экранизации трилогии Дж.Р.Р. Толкина до китайца Чжан Имоу). Незабываем пронзительный план, когда панорама боя с высоты птичьего полёта (в тот момент, когда атакующим удалось пробить брешь в стене) сменяется безрадостным пейзажем после битвы, с горами обезображенных трупов рыцарей и сарацинов. А краткая справка в финальных титрах («Минула почти тысяча лет, но и поныне нет мира в Царстве Небесном») воспринимается не просто философским выводом, моралью поведанной истории, но и призывом к современникам о необходимости изменить ситуацию в корне… Вместе с тем Скотт и Монахан демонстрируют исключительное внимание к роли личности, на примере Балиана доказывая, что человек не может заранее ведать о том, какое предначертание ждёт его в этой жизни. Несостоявшийся монарх, вернувшись на Родину, отдаст предпочтение участи скромного кузнеца, а не бесстрашного воина-аристократа, но навсегда останется благородным защитником Иерусалима – не каменных стен и церквей, а сотен людей, спасённых от верной гибели. Завершая сеанс, каждый, думаю, внутренне признает правоту наследника Годфри, не пожелавшего пойти против совести (средства, через которое к человеку обращается Бог) и совершить зло, пусть и маленькое, пусть и во имя большого блага.

.

__________
1 – Производственный бюджет составил $130 млн. – при довольно существенной экономии, достигнутой продюсерами!
2 – Об этом подробно рассказывается в соответствующем сегменте (вышел в эфир 5-го мая 2005-го) документального телесериала «История против Голливуда».

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Захаров Василий. Адреналин и крест // Фильм. – 2005, № 6 (103). – С. 63.

Материалы о фильме (только тексты) 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+