Ад каннибалов / Cannibal Holocaust (1980)

Ад каннибалов / Cannibal Holocaust (1980): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Холокост каннибалов» (вариант перевода названия), «Ад каннибалов» Руджеро Деодато» / «Ruggero Deodato’s Cannibal Holocaust» (США: англоязычное название).

Италия.

Продолжительность 95 минут.

Режиссёр Руджеро Деодато.

Автор сюжета и сценария Джанфранко Клеричи, автор дополнительных диалогов Джордж Стегани.

Композитор Риз Ортолани.

Оператор Серджо Д’Оффици.

Жанр: приключенческий фильм, фильм ужасов

Краткое содержание
Антрополог Хэролд Монро (Роберт Керман) по договорённости с крупной телекомпанией вылетает в амазонские джунгли в надежде выяснить, что случилось с группой американских кинематографистов, отправившихся снимать документальный фильм о первобытных племенах, всё ещё практикующих каннибализм. Чудом уцелевшая плёнка действительно оказывается шокирующей!

Также в ролях: Карл Гэбриел Йорк (Алан Йейтс), Лука Барбарескиruen (Марк Томазо), Франческа Кьярди (Фэй Дэниелс), Перри Пирканенruen (Джек Андерс), Сальваторе Базиле (Чако Лосойос), Рикардо Фуэнтес), Энрико Папа (телеинтервьюер), Дэвид Сэйдж (отец Алана), Руджеро Деодато (мужчина в кампусе).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 28.01.2024

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Ад каннибалов / Cannibal Holocaust (1980): кадр из фильма
Принесли цивилизацию

Отчасти фильм является развитием тематики, затронутой Руджеро Деодато и кинодраматургом Джанфранко Клеричи ранее, в «Последнем мире каннибалов» /1977/ (в нашем видеопрокате – «Ад каннибалов 3»). Однако на сей раз завлекательное название обманчиво, хотя среди обитающих в дебрях амазонских джунглей полудиких племён поедание плоти действительно не такая уж редкость. Режиссёр, представитель плеяды творцов «джалло», оппозиционно настроенных по отношению к признанным мастерам Марио Баве и Дарио Ардженто и прозванных «мясниками», и сценарист вскрывают подлинный моральный каннибализм современной цивилизации. Дело в том, что сущими подонками и изуверами оказались именно члены съёмочной группы документалистов, прибывшие в нетронутый прогрессом мир и исчезнувшие без следа, оставив лишь коробки с отснятой киноплёнкой. По сравнению с жестокой охотой на животных, поджогом целой деревни, садистским изнасилованием туземки, посаженной ими на кол, и т.п. не только варварские ритуалы и обычаи местных племён (например, воспроизведённое в прологе наказание за прелюбодеяние), но даже беспощадная месть чужакам в финале – не производят столь гнетущего впечатления. Здесь важно всё – и гражданство квартета исследователей, вооружённых кинокамерой в комплекте с… американским чувством превосходства, отличающим истинных хозяев планеты, и их профессия. Деодато разоблачает творческий метод отдельных борцов за неприглядную правду1, на поверку банально инсценирующих расстрелы, истязания и т.п.; инсценирующих не только «имитируя», но и – творя насилие непосредственно для плёнки из целлулоида. «Снимаем сцену «Яномено истребляют Шаматари», – невозмутимо комментирует Йейтс, поджигая соломенные жилища, куда предварительно загнали всё племя, включая женщин и детей. Точнее было бы сказать не «ад», но «Холокост каннибалов»: ассоциация с практикой нацистов на оккупированных территориях не будет лишней… Наконец, авторы невозмутимо и честно исследуют феномен телевидения, с готовностью ухватывающегося за сенсационный материал, распаляя нездоровые страсти у населения.

Ад каннибалов / Cannibal Holocaust (1980): кадр из фильма
Ад в джунглях

Жуткая натуралистичность изобразительного решения сыграла с создателями злую шутку. За десять дней проката в феврале 1980-го лента собрала порядка $1,9 млн. (при бюджете всего в $0,1 млн.!), однако её демонстрация была принудительно прекращена, а режиссёр – арестован по подозрению в нескольких убийствах, совершённых при включённой камере. Естественно, в ходе судебного заседания удалось доказать, что все исполнители живы и здоровы, но далее последовали цензурные запреты в ряде стран, на удивление не помешавшие огромному коммерческому успеху картины2, собравшей, по неподтверждённым данным, до $200 млн. Словно сбылось предупреждение, высказанное Серджо Леоне в письме, адресованном коллеге: «Дорогой Руджеро, что за фильм! Вторая часть – шедевр кинематографического реализма, но всё выглядит настолько достоверно, что, думаю, Вас ждут неприятности со всем миром». Однако это не кажется неоправданным драматургически и, тем более, художественно. Уведомление в финальных титрах о том, что «лаборант-кинопроектировщик Джон К. Киров получил два месяца условно и $10 тыс. штрафа за незаконное приобретение киноматериала; нам известно, что он реализовал за $250 тыс. этот же материал», совершенно сбивает публику с толку, и придуманное обретает абсолютную убедительность! Обманчиво незамысловатый (а на самом деле – не лишённый интересных поисков в области операторской работы и монтажа) фильм возносится до высот притчи, многозначной и пугающей. И нет сомнений в том, что «Ад каннибалов» по-прежнему остаётся несравненно актуальнее и глубже по мысли, нежели американская «Ведьма из Блэр: курсовая с того света» /1999/, вызвавшая сенсацию два десятилетия спустя.

.

__________
1 – Одарённый Гуальтеро Якопетти, чья бедолага-черепаха идёт служит бессердечным туристам обедом, показал дурной пример!
2 – В частности, в Японии и в католической Испании, где собрал – уже в 1999-м! – аудиторию в 869 тысяч зрителей.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+