Ангар 18 / Hangar 18 (1980)
Другие названия: «Ангар-18» (вариант перевода названия), «Космический связной» / «Space Connection» (Франция: англоязычное название), «Прикрытие Ангара 18» / «The Hangar 18 Cover-Up» (рабочее название), «Сила вторжения» / «Invasion Force».
США.
Продолжительность 87 минут.
Режиссёр Джеймс Л. Конуэй.
Авторы сценария Кен Петтус, Стивен Лорд (без указания в титрах), Дэвид О’Мэлли (без указания в титрах) по сюжету Томаса С. Чапмана и Джеймса Л. Конуэя.
Композиторы Джон Какавас, Боб Саммерс (без указания в титрах).
Оператор Пол Хипп.
Жанр: научная фантастика
Краткое содержание
Астронавты Стив Бэнкрафт (Гэри Коллинз) и Лью Прайс (Джеймс Хэмптон), участники орбитальной экспедиции на «Спейс шаттле», с ужасом наблюдают за тем, как их товарищ Джадд Гейтс, вышедший в открытый космос, погибает в результате взрыва: запущенный с космического челнока спутник столкнулся с неопознанным летающим объектом. НЛО совершил экстренное приземление в пустыне Аризоны, однако инцидент по указанию руководства страны приказано засекретить. Вернувшись на Землю, Стив и Лью рассказывают о том, что видели, но им не верят и, хуже того, предъявляют обвинение в возникновении внештатной ситуации. У Бэнкрафта с Прайсом не остаётся иного выхода, кроме как найти доказательства.
Также в ролях: Дж. Р. Кларк (Джадд Гейтс), Роберт Вон (Гордон Кейн), Филип Эбботт (Фрэнк Моррисон), Джозеф Кампанелла (Фрэнк Рафферти), Даррен МакГейвин (Гарри Форбс), Том Халлик (Фил Камерон), Стивен Китс (Пол Баннистер), Памела Беллвуд (Сара Майклс), Эндрю Блох (Нил Кейсо), Майкл Рууд (Джордж Тёрнер), Стюарт Пэнкин (Сэм Тэйт).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 05.02.2024
Авторская оценка 5/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Жаль, конечно, что для официального советского кинопроката не закупили такие выдающиеся образчики научной фантастики, посвящённые проблемам контактов с внеземными формами жизни, как «2001: Космическая Одиссея» /1968/, «Штамм «Андромеда» /1971/, «Тесные контакты третьей степени» /1977/. Это тем более досадно, что шедевр Стэнли Кубрика участвовал в конкурсе Московского международного кинофестиваля, а литературные произведения Артура К. Кларка и Майкла Крайтона, связанные с фильмами1, стали оперативно доступны широким читательским массам в СССР. «Ангар 18» в некоторой степени компенсировал упущение, снискав в нашей стране пусть не сногсшибательный, но всё-таки заметный (22,7 млн. проданных билетов в сезоне 1982-го) успех, притом что за океаном кассовые сборы составили $11 млн. Дополнительный интерес подогрела демонстрация ленты 3-го декабря 1983-го по центральному телевидению, предварил которую космонавт Алексей Леонов.
Постановка Джеймса Л. Конуэя, на мой взгляд, не заслуживает уничижительного отношения – и выпад создателей телесериала «Таинственный театр 3000 года», избравших «Ангар-18» в качестве очередного объекта высмеивания, останется на их совести. Руководство независимой кинокомпании Sunn Classic Pictures, знатно заработав на документальных фильмах-расследованиях, не пошло прямиком за европейскими конкурентами (имеются в виду Харальд Райнль и писатель Эрих фон Дэникен), а санкционировало изложение тех же идей на языке игрового кинематографа. Гипотетическая ситуация аварийной посадки «летающей тарелки», естественно, отсылает к инциденту, якобы имевшему место в 1948-м году близ города Ацтек, штат Нью-Мексико, который был разоблачён как фальсификация ещё в 1950-е, однако вызвал повторный ажиотаж парой десятилетий позже. Отличился беллетрист Роберт Спенсер Карр, успешно запустивший слух об Ангаре 18, куда будто бы транспортировали корабль пришельцев для скрупулёзного изучения… А сценарист Кен Петтус нехитрым образом связал погибших гостей с далёкой планеты с древними земными сооружениями, сделав сенсационный вывод: представители биологического вида Homo sapiens являются их потомками.
Впрочем, самым интересным в замысле кажется не научная, а политическая линия. Авторы получили ощутимую поддержку от многих организаций (от НАСА до Центра исследования НЛО), которым выражают благодарность в заключительных титрах, однако не сочли себя обязанными отзываться о политическом руководстве США исключительно в комплиментарных выражениях. Президент сверхдержавы, оказавшись заложником предстоящих выборов, стал невольным виновником гибели нескольких человек: сохранение конфиденциальных сведений в секрете обошлось дорогой ценой. Инициативы же ЦРУ тем более никогда не приводили ни к чему хорошему… Вместе с тем, даже отдавая должное технической стороне ленты Конуэя (кстати, попутно «прорекламировавшего» программу «Спейс Шаттл»), не могу не заметить, что и в чисто зрелищном отношении, и в плане закрученности интриги «Ангар 18» резко проигрывает отчасти созвучному «Козерогу-1» /1977/, широко демонстрировавшемуся в Советском Союзе чуть раньше.
.
__________
1 – В первом случае роман написан на основе картины, во втором, наоборот, экранизирован Робертом Уайзом.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий