Бассейн / La piscine / La piscina (1969)

Бассейн / La piscine / La piscina (1969): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Бассейн» / «The Swimming Pool» (международное англоязычное название), «Грешники» / «The Sinners» (Великобритания: англоязычное название).

Франция, Италия.

Продолжительность 122 минуты.

Режиссёр Жак Дере.

Авторы сценария Жан-Клод Каррьер, Жак Дере по сюжету Алена Пейджа (в титрах как Jean-Emmanuel Conil).

Композитор Мишель Легран.

Оператор Жан-Жак Тарбэ.

Жанр: криминальный фильм, драма, мелодрама

Краткое содержание
Жан-Поль Леруа (Ален Делон), в прошлом писатель, ныне работающий в рекламном агентстве, отдыхает вместе с любовницей по имени Марианна (Роми Шнайдер) на принадлежащей их общим друзьям роскошной вилле, расположенной в Сен-Тропе. Неожиданно в гости заезжает старинный приятель Гарри Леннье (Морис Роне) с восемнадцатилетней дочерью Пенелопой (Джейн Биркин). Казалось бы, компанию ждёт весёлое времяпрепровождение, но…

Также в ролях: Поль Кроше (инспектор Левек), Сюзи Жаспар (Эмили), Маддли Бами (танцующая мулатка, в титрах как Madlybamy), Тьерри Шабер (друг), Стив Экардт (Фред), Рут Прайс (певица).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 21.01.2021

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Бассейн / La piscine / La piscina (1969): кадр из фильма
Утомлённые солнцем

Приманкой для зрителей должна была стать не только новая экранная встреча Алена Делона с Роми Шнайдер1, которые, правда, к тому моменту уже несколько лет как расстались (поддерживали лишь дружеские отношения). Не менее интригующим казался факт сотрудничества популярного актёра с Морисом Роне – с явным расчётом вызвать в памяти перипетии блестящего триллера «На ярком солнце» /1960/. Как и у Рене Клемана, речь идёт о сложной, прихотливой психологической игре, ведущейся в разгар летнего зноя и тоже не обошедшейся без преступления. Однако ирония судьбы проявилась в том, что дополнительной, с позволения сказать, «рекламой» для картины послужило подлинное преступление – насильственная смерть при загадочных обстоятельствах делоновского телохранителя Стевана Марковича. В ходе следствия всплыли пренеприятные подробности, касающиеся многих влиятельных личностей (включая Жоржа Помпиду, тогдашнего премьер-министра и будущего президента Пятой республики), предположительно – подвергавшихся шантажу со стороны покойного. Таким образом, Ален, прошедший через допросы, прекрасно знал, каково его Жану-Полю… И уже вряд ли мог вызвать бурную радость успех ленты (девятое место в сезоне с результатом 2,3 млн. проданных билетов), тем более что впоследствии и Шнайдер, и Роне ушли из жизни трагически.

Бассейн / La piscine / La piscina (1969): кадр из фильма
Любовь? Или скука?..

Впрочем, «Бассейн», снимавшийся сразу в двух вариантах (на французском и английском языках, причём международная версия заметно отличалась от национальной), легко выдержал испытание временем. Свидетельствами тому служат и несколько запоздалый, в сентябре 1991-го года, выпуск фильма в советский кинопрокат, и два римейка, созданных – в содружестве соответственно с Великобританией и Италией – уже в XXI веке. Авторы, включая выдающегося (не чуждого сюрреализму!) кинодраматурга Жана-Клода Каррьера, нашли интересную драматическую ситуацию, позволившую выйти на серьёзные, социально значимые обобщения. Жан-Поль и Марианна живут в настоящем раю (вернее, в том, что представляется раем в глазах обывателей), предаваясь праздности и любовным утехам. Позже (из диалогов) мы узнаём, что он является несостоявшимся писателем, она – сочиняет статьи для популярных журналов, но это не имеет особого значения. Вернее, имеет значение лишь в том смысле, что персонажи занимают не последнее место в буржуазном обществе. Каждый вальяжный жест, каждый томный взгляд бездельников выдаёт такое томление, да ещё усугубляемое жарой, что прямо некуда деваться. Заехавший в гости закадычный приятель, с готовностью демонстрирующий собственное материальное преуспевание (песенки приносят отличный доход!), их прекрасно понимает… Ни шумные вечеринки, ни поездки на автомобиле с бешеной скоростью, ни купание в пресловутом бассейне – ничто не радует. Взаимное, как бы нечаянное подстёгивание ревности служит хоть каким-то средством развеять тоску.

Бассейн / La piscine / La piscina (1969): кадр из фильма
Новая жертва

«Скука» – так, исчерпывающе точно озаглавил свой роман Альберто Моравиа. Так же, одним словом, можно сформулировать и диагноз, вынесенный кинематографистами представителям правящего класса. В какой-то момент бесцельное существование без треволнений любого приведёт к полной атрофии чувств, а затем – к ощущению иллюзорности окружающего мира. Жан-Поль совершает убийство спонтанно – но отнюдь не в состоянии аффекта, а чуть ли не из любопытства, словно проверяя, осталось ли в жизни хоть что-нибудь настоящее: если не смерть, то что? Интерес проницательного инспектора Леннье производит на месье Леруа эффект холодного душа, но радикально-то – ничего не меняется. Помнится, Патриция Хайсмит упрекала Клемана за то, что в экранизации изменена развязка: Рипли не удаётся уйти от правосудия. Жак Дере позволяет ещё одному делоновскому персонажу выкрутиться, но такой исход звучит, право, даже более сильным обвинением обществу. Ален впоследствии не раз встретится на съёмочной площадке с режиссёром, заслужившим признание в качестве крепкого профессионала.

.

__________
1 – Правда, изначально рассматривалась кандидатура американской актрисы Энджи Дикенсон.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Церетели Кора. Роми: ценой потери // Экран. – 1992, № 07. – С. 24-25.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+