День Шакала / The Day of the Jackal (1973)

День Шакала / The Day of the Jackal (1973): постер

Полнометражный фильм (номинация на «Золотой глобус»).

Другие названия: «Шакал» / «Chacal» (Франция), «Фильм Фреда Циннеманна «День Шакала» / «Fred Zinnemann’s Film of The Day of the Jackal» (полное название).

Великобритания, Франция.

Продолжительность 143 минуты.

Режиссёр Фред Циннеманн (номинация на «Золотой глобус»).

Автор сценария Кеннет Росс (номинация на «Золотой глобус») по роману Фредерика Форсайта.

Композитор Жорж Делерю.

Оператор Жан Турнье.

На премию «Оскар» номинировался Ральф Кемплен (монтаж).

Жанр: криминальный фильм, драма, триллер

Краткое содержание
Триумвират лидеров ОАС — теневой организации, поставившей себе целью отомстить Шарлю Де Голлю (Адриен Кайла-Легран) за предоставление независимости Алжиру, принимает решение прибегнуть к услугам наёмного убийцы (Эдвард Фокс), известного под кодовым именем «Шакал», чтобы ликвидировать Президента Франции. Узнав о планах оасовцев, спецслужбы привлекают комиссара Клода Лебеля (Майкл Лонсдейл), лучшего детектива страны, чтобы предотвратить готовящееся покушение.

Также в ролях: Теренс Александр (Ллойд), Мишель Оклер (полковник Роллан), Алан Бэдел (министр), Тони Бриттон (инспектор Томас), Денис Кэри (Кэссон), Сирил Кьюсак (оружейник), Морис Денэм (генерал Колберт), Вернон Добчефф (дознаватель), Жак Франсуа (Паскаль), Ольга Жорж-Пико (Дениз), Филипп Леотар (жандарм).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 24.06.2018

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

День Шакала / The Day of the Jackal (1973): кадр из фильма
Служит Франции!

Эта блистательная1 экранизация бестселлера Фредерика Форсайта, вышедшего из печати примерно на два года раньше, резко отличается от кинематографических адаптаций таких авторов, как Ян Флеминг и Джон Ле Карре. Дело не в том, что в «Дне Шакала» главными действующими лицами оказываются не сотрудники специальных служб, а представители, скажем так, смежных профессий: в интригу вовлечены, в принципе, те же могущественные социально-политические силы разных стран. Фред Циннеманн и кинодраматург Кеннет Росс предложили альтернативный взгляд на процессы, протекающие в обществе подспудно, но оказывающие – прямо или косвенно – влияние на жизнь каждого гражданина без исключения. Авторам мало того, что в основу положены факты. Они предельно подробно, буквально по минутам, с въедливостью, достойной умов лучших следователей и криминалистов, реконструируют события, имевшие место приблизительно десятилетием ранее. Характерна деталь, быстро подмеченная внимательными зрителями. Даже в вестерне «Ровно в полдень» /1952/, в котором условная (повествовательная) длительность совпадала с продолжительностью сеанса, часы, выполнявшие функцию хронометра, возникали в кадре «всего» тринадцать раз – против тридцати одного раза в этой ленте режиссёра. Тридцати одного!

День Шакала / The Day of the Jackal (1973): кадр из фильма
Входит в доверие

Впрочем, мотивы упомянутого циннеманновского шедевра ощутимы в «Дне Шакала» и по другой причине. Положение сотрудника правоохранительных органов, призванного для идентификации личности и нейтрализации особо опасного наёмного убийцы, парадоксальным образом созвучно участи провинциального шерифа. Формально комиссару, конечно, никто не отказывает в сотрудничестве – подобно куперовскому Уиллу Кейну. Однако растерянность и апатия чиновников, в том числе – вхожих в круг доверенных лиц Президента, сродни прямому предательству и трусости обывателей, малодушно опасающихся за сохранность собственной шкуры. Утечка конфиденциальной информации – лишь малое из зол. Авторы не ставят точку с устранением непосредственной угрозы. Следует обескураживающее заявление официальных лиц Великобритании, заверяющих, что никогда не утверждали, будто так называемый Шакал является англичанином: на определённом этапе следствия допускалась такая гипотеза, в итоге не подтвердившаяся. И красноречивое многоточие, повисшее в последних кадрах, позволяет окончательно увериться в выводе, что в лице инфернального Шакала2 Лебель, в сущности, единолично бросил вызов влиятельному закулисью, осуществляющему (во всяком случае – стремящемуся осуществлять) управление глобальной мировой политикой. Тем же силам, что опробовали схему ликвидации неугодного лидера на примере Джона Ф. Кеннеди, удавшееся покушение на жизнь которого не случайно упоминается. Тем же силам, которым большую часть сознательной жизни, причём в открытую, на политической арене, противостоял Де Голль, генерал и Президент. Счастливое стечение ряда обстоятельств косвенно доказывает, что Правда – не на стороне этих шакалов.

.

__________
1 – И, заметим, пользовавшаяся большим зрительским спросом, принеся $8,6 млн. прокатной платы.
2 – Постановщик отдал предпочтение не «звёздам» вроде Майкла Кейна и Роджера Мура, а менее известному Эдварду Фоксу, поразившему его способностью буквально слиться с толпой.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Материалы о фильме:
Карцева Елена. Убийство для отвлечения // Видео-Асс Премьер. – 1996, № 33. – С. 133.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+