Доктор Мабузе, игрок / Dr. Mabuse, der Spieler (1922)

Доктор Мабузе, игрок / Dr. Mabuse, der Spieler (1922): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Доктор Мабузе – игрок» / «Доктор Мабузе» / «Доктор Мабузе, гений игры» / «Доктор Мабузо, игрок» (варианты перевода названия), «Доктор Мабузе, ад преступника» / «Dr. Mabuse, Inferno des Verbrechens» (название второй серии), «Доктор Мабузе, король криминала» / «Dr. Mabuse, King of Crime», «Доктор Мабузе: игрок» / «Dr. Mabuse: The Gambler» / «Dr. Mabuse the Gambler», «Роковая страсть» / «The Fatal Passion» (англоязычные названия), «Позолоченная гниль» (СССР: кинопрокат).

Германия.

Продолжительность 297 минут (95 минут и 100 минут; 154 минуты и 114 минут; версия на видео – 231 минута, отреставрированная версия – 271 минута).

Режиссёр Фриц Ланг.

Авторы сценария Фриц Ланг, Теа фон Харбоу по роману Норберта Жака.

Композиторы Конрад Элферс, Роберт Израэль, Алёша Циммерманн.

Оператор Карл Гоффман.

Жанр: криминальный фильм, детектив, триллер

Краткое содержание
Доктор Мабузе (Рудольф Клайн-Рогге), уважаемый психоаналитик, выступающий с научными докладами, по совместительству является предводителем организованной преступной группировки. Ему под силу почти всё: шантаж, убийства, похищение людей, производство в огромных количествах фальшивых банкнот — вплоть до создания искусственной паники на бирже. Мало того, доктор обладает поразительным талантом изменять свою внешность и исключительными суггестивными способностями. Однако на след неуловимого гения криминального мира и азартного игрока неожиданно выходит прокурор фон Венк (Бернхард Гётцке).

Также в ролях: Ауд Эгеде-Ниссен (Кара Кароцца, танцовщица), Гертруде Велькер (графиня Дуси Тольд), Альфред Абель (граф Тольд), Пауль Рихтер (Эдгар Хулл), Роберт Форстер-Ларринага (Шпёрри), Ганс Адальберт Шлеттов (Георг, шофёр), Георг Йон (Пеш), Кароль Хусар (Хаваш), Грете Бергер (Фине, слуга), Юлиус Фалькенштейн (Карстен), Лидия Потехина (русская), Юлиус Э. Геррманн (Эмиль Шрамм).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 17.01.2020

Авторская оценка 9/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Доктор Мабузе, игрок / Dr. Mabuse, der Spieler (1922): кадр из фильма
Зло во плоти

Фриц Ланг, вспоминая об участии в создании «Кабинета доктора Калигари» /1920/, сделал важное уточнение1: «Если бы фильм ставил я, то пролог и эпилог снял бы в совершенно реалистической манере, чтобы подчеркнуть реальность происходящего». И дальше – провёл параллель с собственной постановкой, именно с «Доктором Мабузе, игроком». Вряд ли в словах выдающегося (вот уж действительно – гениального!) режиссёра справедливо выискивать следы зависти к коллеге, стараниями которого увидел свет бесспорный шедевр. Уж кому-кому, а ему было грех жаловаться на отсутствие возможности донести до современников (как позже выяснилось, и до потомков) сложившиеся представления о времени и о себе. Речь даже не о таких мелочах, как приглашение на знаковую заглавную роль Рудольфа Клайна-Рогге (между прочим, довольствовавшегося у Роберта Вине эпизодической партией преступника) – первого супруга дражайшей половины, сценаристки Теа фон Харбоу, получившего шанс продемонстрировать уникальный талант перевоплощения. Продюсер Эрих Поммер питал огромное доверие к Фрицу, твёрдо зная, что тот вынесет на суд публики поражающее воображение зрелище, которое одновременно – станет предметом бурного обсуждения в среде интеллектуалов и эстетов. Вот и решение разбить внушительное по хронометражу кинопроизведение на две серии, устроив премьеры с разницей примерно в месяц, диктовалось теми же соображениями, что и много позже – в случае с двумя томами боевика «Убить Билла» /2003-04/ Квентина Тарантино.

Доктор Мабузе, игрок / Dr. Mabuse, der Spieler (1922): кадр из фильма
Джентльмен

Положенный в основу роман Норберта Жака2, публиковавшийся (в 1921-м) на страницах еженедельника Berliner Illustrirte Zeitung, не слишком выделялся на фоне тогдашней массовой литературы, зато – послужил замечательной отправной точкой при экранизации. Ланг продолжил поиски в рамках популярных жанров, начатые в «Пауках» /1919-20/ и не забытые впоследствии («Шпионы» /1928/, ряд голливудских картин), предложив отменную смесь детектива и триллера, густо замешанную на криминале высшей пробы. В немецком языке имя существительное «der Spieler» (как, впрочем, и в русском – «игрок») имеет по меньшей мере три значения. Так характеризуют не только любителя азартных игр, хотя данная сторона характера доктора раскрыта, пожалуй, максимально подробно. От карточного стола, где шулер экстра-класса всегда остаётся в выигрыше, стараясь загребать жар чужими руками, всего шаг до биржевых махинаций. В одном из ключевых эпизодов осуществляется похищение важного коммерческого контракта, заключённого между Нидерландами и Швейцарией, что становится поводом для колебаний котировок акций – и позволяет за считанные часы сколотить состояние. Кроме того, так называют кукловода, управляющего марионетками. Официально Мабузе слывёт почтенным психоаналитиком, но не тушуется использовать тайны гипноза для полного подчинения воли жертв, которым способен внушить что угодно – вплоть до установки наложить на себя руки. Наконец, третье значение слова – актёр, лицедей. Умение перевоплощаться в людей разного социального статуса, темперамента, возраста, меняя личины, как перчатки, в значительной степени является залогом успеха. Того, чьё истинное лицо неизвестно, очень сложно выследить и поймать! И если бы не настойчивость прокурора фон Венка, чудом не поплатившегося жизнью…

Доктор Мабузе, игрок / Dr. Mabuse, der Spieler (1922): кадр из фильма
Незрячая армия

Кульминационная перестрелка, когда полиция и спешно вызванные солдаты штурмуют (в центре города!) логово отчаянно сопротивляющихся бандитов, стала своеобразным эталоном гангстерского кинематографа. А предтечами Мабузе можно назвать, в частности, английского профессора Мориарти из Лондона и француза Фантомаса (к тому же, к прозе Марселя Аллена и Пьера Сувестра обращался Луи Фейад). Но сводить замысел к этому аспекту было бы большим упрощением. Ланг и фон Харбоу в общем-то сразу не скрывали намерения развивать традиции киноэкспрессионизма. Помимо очевидных тематических параллелей (вспомним о схожих приёмах, применявшихся Калигари) не обошлось без влияния и на уровне изобразительного решения. Хорошо знакомые бюргерам Веймарской республики унылые урбанистические пейзажи сменялись причудливыми декорациями – например, роскошного варьете «Фоли Бержер» или укрытия сообщников, где в промышленных масштабах печатаются фальшивые деньги, пересчитываемые кучкой слепцов. Незабываем и эпический эпизод шоу так называемого Сандора Вельтмана, вызывающего – в подражание индийским факирам – галлюцинацию у толпы зрителей. Да и развязка яростна до безумия, поскольку теперь уже на самого Мабузе обрушиваются мучительные видения (приходится взять в руки карты!), и его сознание не выдерживает. Надо полагать, именно приверженность эстетическим и идейным установкам славного (принёсшего немецкому кинематографу международное признание) течения позволило авторам выйти на пласт волновавших умы проблем.

Доктор Мабузе, игрок / Dr. Mabuse, der Spieler (1922): кадр из фильма
Незадача

Поразительно, сколько Фрицу Лангу удалось – прямо или косвенно – осветить, хотя создатели, думается, напрасно сосредоточились на противостоянии неуловимому злодею прокурора, тоже волевой личности. Здесь и уязвимость рынка, легко поддающегося ажиотажным настроениям, усугубляющим перекосы в и без того бедствующей экономике. И первые попытки поставить достижения науки (особенно гуманитарных наук) на службу циничной манипуляции сознанием как отдельных индивидов, так и всего общества, низводимого до уровня плебса. И искусственно раздуваемый разгул низменных страстей вкупе с показной роскошью правящих классов – на фоне вопиющей нищеты пролетариата и мелкобуржуазных элементов. И раззадоривание трудящихся, чей праведный гнев, вылившийся в стихийный митинг, позволил ликвидировать пойманного полицией сообщника. Даже мотив фальшивомонетничества отсылал к гиперинфляции, лёгшей тяжким бременем на плечи обывателей. Но всё же главным достоинством кинопроизведения стала проницательная, в ряде моментов – прямо-таки пророческая «политическая» составляющая. Идеологи НСДАП пытались трактовать характер Мабузе, попеременно надевающего маски учёного, финансиста, уличного торговца, революционера, олицетворением еврейства, опутавшего-де великую Германию, но такая трактовка – явно притянута за уши. Черты многоликого тирана, ловко сочетающего демагогию, обман и запугивание (нестойкие соратники мигом отправляются к праотцам), вскоре проявились у вполне конкретной исторической фигуры, тоже – заядлого игрока, одержимого властью. Правда, собственно антинацистская направленность в полную силу проявится лишь в продолжении («Завещание доктора Мабузе» /1933/), а картина «Тысяча глаз доктора Мабузе» /1960/, снятая режиссёром на закате карьеры, засвидетельствует, что и реалии стабилизировавшегося послевоенного Запада, включая ФРГ, весьма уязвимы. Ведь питательная среда для таких «докторов» – осталась неизменной!

.

__________
1 – Цит. по: Садуль Жорж. Всеобщая история кино. Том 4. Часть 1. Послевоенные годы в странах Европы. – М.: Искусство, 1982. – С. 442.
2 – Уроженца Люксембурга, получившего в год премьеры киноверсии немецкое гражданство.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Мосина Екатерина. Тайна за дверью // Экран. – 1992, № 02. – С. 4-5.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+