Экзотика / Exotica (1994)

Экзотика / Exotica (1994): постер

Полнометражный фильм (премия «Джини», приз ФИПРЕССИ Каннского МКФ).

Другие название: «Бар «Экзотика» / «Заведение «Экзотика» (варианты перевода названия).

Канада.

Продолжительность 103 минуты.

Режиссёр Атом Эгоян (премия «Джини»).

Автор сценария Атом Эгоян (премия «Джини»).

Композитор Майкл Данна (премия «Джини»).

Оператор Пол Саросси (премия «Джини»).

Также премии «Джини» получили: Ричард Пэрис, Линда Дель Розарио (художники-постановщики), Линда Мюир (художник по костюмам)

На премии «Джини» номинировались: Сьюзан Шиптон (монтаж), Сью Конли, Энди Малкольм, Пол Шиката, Питер Уиннингер, Стив Манро (монтаж звука), Кит Эллиотт, Росс Редферн, Питер Келли, Дэниел Пеллерин (звук в целом).

Жанр: драма

Краткое содержание
Эрик (Элиас Котеас, номинация на «Джини»), ди-джей ночного клуба «Экзотика», посетители которого могут заказать приватный танец понравившейся стриптизёрши, но при этом — не имеют права дотрагиваться до девушки, обращает внимание, что один из клиентов, Фрэнсис Браун (Брюс Гринвуд), проявляет повышенный интерес к Кристине (Миа Киршнер). Это ему очень не нравится… Провокация Эрика срабатывает. Оскорблённый Фрэнсис, по профессии — налоговый ревизор, решает отомстить, для чего принуждает помочь Томаса Пинтона (Дон МакКеллар, премия «Джини»), владельца зоомагазина, подозреваемого в контрабанде редких видов животных. Но, быть может, сам диск-жокей руководствовался более сложными чувствами, чем банальная ревность?..

Также в ролях: Арсине Ханждян (Зои), Сара Полли (Трейси Браун), Виктор Гарбер (Хэролд Браун), Дэвид Хемблен (инспектор таможни), Кэлвин Грин (офицер таможни), Питер Крэнц (пассажир такси), в эпизоде Мори Чайкин (клиент «Экзотики», без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 30.05.2018

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Экзотика / Exotica (1994): кадр из фильма
Экзотика и эротика

Трудно, казалось бы, спорить с утверждением, что в первом солидном коммерческом успехе1, выпавшем на долю Атома Эгояна, немаловажную роль сыграло место действия – ночной клуб с интригующим названием и пьянящей атмосферой. Но ведь и в ранних работах мастера – например, в «Страховом агенте» /1991/ – достаточно смело, хотя и предельно деликатно, освещались интимные вопросы. С другой же стороны «Экзотика» имеет очень немного общего с голливудскими сказками о современных Золушках – вроде феерического «Бурлеска» /2010/, хотя Зои (между прочим, Арсине Ханджян, супруга постановщика, снималась, находясь на седьмом месяце беременности) в чём-то похожа на Тесс в исполнении Шер. Более того, смелое использование режиссёром-сценаристом элементов триллера (Фрэнсис укрепляется в намерении застрелить обидчика, а из флешбэков становится понятно, что имело место страшное преступление, в совершении которого его несправедливо обвинили) оказывается в значительной степени ложной приманкой. Атом остался (и останется в будущем!) верен самому себе, доказывая, что его в первую очередь интересует индивид, пытающийся залечить эмоциональные травмы и отчаянно стремящийся преодолеть отчуждённость.

Экзотика / Exotica (1994): кадр из фильма
Драматичный момент

В картине легко обнаруживаются едва ли не все постоянные мотивы творчества Эгояна, на редкость точно выразившего специфику бытования в родной (родной, несмотря на то, что кинематографист не забывает о своих армяно-египетских корнях) Канаде. Внешне – богатое, спокойное, комфортабельное общество, регламентируемое вполне разумными правилами и предписаниями. Браун воспринимается бюрократом в хорошем смысле слова, поскольку стремится выявить правонарушения и наказать тех, кто преступил закон. Занят таким же полезным делом, как, скажем, таможенники (пролог, когда Томас провозит контрабанду, явно послужил эскизом к «Арарату» /2002/), стоящие на страже границ государства… А заведения вроде «Экзотики» позволяют добропорядочным гражданам отдаться во власть тайных фантазий, ненадолго и обязательно – при условии сохранения самоконтроля (дотрагиваться до стриптизёрш категорически запрещено!). Однако на поверку человек оказывается феноменом куда сложнее и загадочнее, не сводимым к простым и непротиворечивым интеллектуальным схемам. Подмеченный автором парадокс заключается в том, что чем более рационалистична (шире – цивилизованна) повседневная жизнь, тем сильнее граждан тянет к экзотическим развлечениям и увлечениям. Это является формой психологической защиты, граничащей с самообманом и эскапизмом. Привязанность, возникшая у Фрэнсиса к Кристине, смягчает душевную боль подобно тому, как помогают сохранять спасительные иллюзии просьбы к дочери брата… посидеть с его дочкой, которой давно нет в живых. Плохо то, что такого рода уловки не решают проблемы – лишь устраняют симптомы, загоняя «болезнь» глубоко внутрь. Как ни странно, интуитивно суть разрушительного подспудного процесса угадал Эрик, привычно прячущийся (профессия обязывает!) за маской острослова и циника. Истинные, по-своему благородные мотивы его неблаговидного поступка раскрываются под занавес, когда и зритель испытывает катарсис… В данной связи любопытно, что разбитной ди-джей напоминает (и внешне, и основными чертами характера) вовсе не страхового агента Рендера, а самого знаменитого персонажа Элиаса Котеаса – бесстрашного Кейси Джонса.

.

__________
1 – При бюджете в CAD2 млн. кассовые сборы в североамериканском прокате составили $5,1 млн., причём на собственно Канаду пришлось $1,75 млн.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Эгоян Атом. Фокус абсурдокамеры // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 28. – С. 148-149.
Арсине Ханджян. Ракурс изнутри // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 28. – С. 150.
Миа Киршнер. Попытка обгона // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 28. – С. 151.
Кудрявцев Сергей. К северу от кинематографического Эльдорадо // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 32. – С. 55-57.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2 3 4

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+