Феномен / Phenomenon (1996)
Другое название: «Уникум» (вариант перевода названия).
США.
Продолжительность 123 минуты.
Режиссёр Джон Тёртелтауб.
Автор сценария Джералд Ди Пего.
Композитор Томас Ньюман.
Оператор Федон Папамайкл.
Жанр: драма, кинофантазия, мелодрама, научная фантастика
Краткое содержание
Судьба автомеханика Джорджа Мэлли (Джон Траволта), неприхотливо живущего в провинциальном городке, расположенном на севере Калифорнии, круто меняется в очередной, тридцать седьмой по счёту день рождения. Выйдя ночью из бара, он видит в небе таинственный свет. После этого у Джорджа открываются телекинетические способности, а мозг начинает работать с удесятерённой скоростью. Наступает момент, когда Мэлли уже не может скрывать изменения от окружающих…
Также в ролях: Кира Седжвик (Лейс Пеннамин), Форест Уитакер (Нейт Поуп), Роберт Дюваль (доктор Брандер), Джеффри ДеМанн (профессор Джон Ринголд), Ричард Кайли (доктор Уэллин), Дэвид Галлахер (Аль Пеннамин), Эшли Буччилле (Глори Пеннамин), Тони Дженаро (Тито), Шон О’Брайан (Бейнс), Майкл Милхоан (Джимми), Трой иЭванс (Роджер), Брюс Э. Янг (агент ФБР Джек Хэтч), Брент Спайнер (доктор Боб Нидорф), Джастин Ди Пего (уфолог).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 19.09.2020
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Как только Джон Траволта обратится к творчеству Рона (Лафайета Рональда) Хаббарда напрямую1, «звезду» незамедлительно обвинят в пропаганде идей основателя одной из, как считается, опаснейших тоталитарных сект современности. А между тем прославленный актёр, равно как и его коллега Том Круз, намного раньше начал привносить темы и мотивы, подозрительно напоминающие основные положения дианетики – так называемой науки о душевном здоровье. Есть подозрение, что редкие зрители, особенно в самих США, где лента пользовалась успехом, в два с лишним раза большим, чем за границей ($104,6 млн. против $47,4 млн.; бюджет составил $32 млн.), не были заворожены явленным чудом. И не изумились тому, как лихо и увлечённо человек, ничем не выделявшийся на фоне прочих жителей типичного калифорнийского городка, вдруг принялся решать сложнейшие умственные задачи, обрабатывать колоссальное количество информации, фонтанировать полезными идеями и запросто демонстрировать телекинетические способности. Природа таинственного света, узренного ошеломлённым Джорджем, так и останется не прояснённой до конца. Однако Мэлли и его закадычные приятели, фермер Нейт Поуп и пожилой доктор Брандер (вслед за ними, безусловно, и публика), постепенно убеждаются: истинная причина кроется в индивидууме как таковом. В незадействованном потенциале мозга, который загадочный феномен всего лишь помог обнаружить и реализовать.
В самом по себе этом обстоятельстве, впрочем, нет ничего плохого, благо что изучением данного аспекта (психических сил и скрытых резервов организма) исследователи занимались задолго до Хаббарда и продолжают заниматься независимо от деятельности его последователей. К тому же, грустный финал вполне способен предостеречь от навязчивого, чересчур страстного желания превратиться в такой же феномен, не слишком-то и успев насладиться уникальными возможностями. На мой взгляд, гораздо досаднее, что режиссёр Джон Тёртелтауб и сценарист Джералд Ди Пего довольствуются скромными художественными задачами, вовсе не претендуя на феноменальные открытия в кинематографе. В какой-то момент увлёкшийся интеллектуальными забавами Джордж привлекает внимание не только крупных учёных (сейсмологов, поразившихся точностью прогноза землетрясения), но и заокеанских спецслужб, поначалу – не желающих верить, что он один, без посторонней помощи, разгадал кодированные сообщения ВВС. Однако Мэлли почитает за благо не ввязываться в политические игры и даже – приносить себя на алтарь науки, решив провести последние часы существования в нашем бренном мире в объятиях Лейс, за которой долго и терпеливо ухаживал… Если б не приглушённое, намеренно погруженное в быт повествование, когда даже фантазийные элементы увязают в топкой, заторможенной атмосфере «одноэтажной Америки», у авторов были все шансы явить мудрую притчу. И они даже могли претендовать на первенство в переложении на киноязык прозрений средневековых философов, в первую очередь – Августина Блаженного, писавшего о Божественном Озарении. Этого не произошло. Нечто подобное проделает лишь немец Фолькер Шлёндорф (в чьём персональном шедевре, «Жестяной барабан» /1979/, юный персонаж, к слову, тоже обладал сверхъестественным даром) в новелле «Озарение» киноальманаха «На десять минут старше» /2002/, не лишённой, правда, убийственного сарказма. Знаменательно, что кинодраматург, работавший с первой половины 1970-х на телевидении, которое оставлял ради кинематографа всего несколько раз, постарается развить успех фильма именно на малом экране, посодействовав выходу (в рамках цикла «Волшебный мир Диснея») «Феномена II» /2003/.
.
__________
1 – Между прочим, в экранизации фантастического романа под названием «Поле битвы: Земля» /2000/ также отметится Форест Уитакер.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art (публикуется с дополнениями)
Материалы о фильме:
Звегинцева Ирина. Джон Травольта, вернувшийся из забвения // Видео-Асс Известия. – 1998, № 02 (36). – С. 6-9.
Добавить комментарий