Французская женщина / Une femme française / A French Woman / Eine französische Frau (1995)
Божович Виктор. Что покажет «родина кино» // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 31. – С. 70-71.
ФЕСТИВАЛИ: МОСКВА-95
ФИЛЬМЫ И МНЕНИЯ
ЧТО ПОКАЖЕТ«РОДИНА КИНА
В своей совокупности фестивальные фильмы достаточно разносторонне представляют кино Франции, родины «седьмого искусства», остающейся и сейчас, несмотря на все трудности, одной не ведущих кинематографических стран мира.
«Французская женщина» – картина Режи Варнье, чья работа «Индокитай» получила в 1993 году «Оскара». Молодой режиссер остался верен манере, принесшей ему международный успех: мелодраматическая love story на фоне катаклизмов. Сначала героиню фильма и ее возлюбленного разлучают драматические события, связанные со Второй мировой войной, действие перебрасывается из Франции в Германию и обратно. Персонажи едва успевают перевести дух, как на них обрушиваются новые исторические шквалы… Удастся ли им сохранить свою любовь? В главных ролях – Эмманюэль Беар и Даниэль Отей.
Совсем в ином ключе сделан фильм «Верх, низ, хрупко» Жака Риветта, одного из инициаторов легендарной «новой волны». За плечами у него тридцать пять лет работы в качестве режиссера и более дюжины картин. Пренебрегая коммерческими требованиями, Риветт любит снимать фильмы протяженностью в 4, 6, а то и 12 часов. Однако его последняя работа отличается необычайной краткостью: она длится «всего» 2 часа 49 минут! Постоянная тема постановщика, как и его товарищей Ф.Трюффо. Э.Ромера, А.Варда, Ж.Деми. – неустойчивость, зыбкость, переменчивость человеческих отношений и судеб. Название фильма выражает его внутреннюю тему: «Верх, низ, хрупко» обычно пишут на упаковках с бьющимися предметами. В центре повествования – история трех молодых женщин, каждая из которых переживает критический момент биографии. Их роли исполняют восходящие звезды Марианн Деникур, Натали Ришар и Лоранс Кот. В кадре появляется и героиня картин Годара – Анна Карина. В год своего столетнего юбилея кино ог-
70
лядывается на пройденный им путь. «Сто и одна ночь» Аньес Варда в причудливо-гротескной форме пытается воспроизвести не столько реальную историю, сколько связанные с ней легенды, вымыслы, фантазии. Эта действительно незаурядная картина уже побывала на нескольких фестивалях.
Также во внеконкурсной программе будет показан «Сын Гасконы» Паскаля Обье (известного у нас по «Вальпараисо, Вальпараисо»). Это опять-таки своего рода flash back, возврат в прошлое, во времена «новой волны». На экране возникают фигуры Жан-Клода Бриали, Марины Влади, Бюль Ожье, Бернадетт Лафон… И снова с истинно французской иронией авторы показывают, как подлинные факты перемешиваются, перепутываются с вымыслом, мифами и мистификациями. Действующие лица заняты поисками фильма, который в действительности так никогда и не был снят.
А вот уже не вымысел – реальный фильм, всплывший из глубины прошлого, – «Праздничный день» Жака Тати. В 1948 году эта простодушная и тонкая комедия из провинциальной жизни произвела фурор и с тех пор периодически возвращается на экраны. «Праздничный день» был снят в цвете, однако по техническим причинам с колор-негатива отпечатали только черно-белые копии. Теперь благодаря современным техническим специалистам классическая комедия заблистала первоначальными красками.
От коммерческого кино в информационной программе будет представительствовать «Фаринелли-кастрат» Жерара Корбьо. Его героем является знаменитый в XVIII веке певец, по которому сходила с ума публика и особенно женщины. Разумеется, реальные факты здесь раскрашены в яркие цвета душещипательной мелодрамы, приправленной «нравственно-философской» проблематикой. Шутка ли: солист безраздельно царит в высших сферах искусства, у него божественный голос, он дивно красив (Стефано Дионизи), но как человек и мужчина ежечасно страдает от своей неполноценности. Однако, эта особенность не мешает режиссеру чередовать пышные театрально-музыкальные сцены с эротическими, сдобренными, в соответствии с требованиями моды, толикой извращенности.
Вперед, Франция!
Виктор БОЖОВИЧ
71
Добавить комментарий