Французская женщина / Une femme française / A French Woman / Eine französische Frau (1995)

Очень личная история // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 29. – С. 144-146.

СУПЕРПРОЕКТ

Очень личная история

Сразу после выхода на экраны фильма «Индокитай» еще до получения заслуженных им этой лентой «Золотого Глобуса», пяти «Сезаров» и «Оскара», Режи Варнье приступил к работе над новой картиной. В основе сюжета он положил историю любви своих матери и отца. Историю любви, которой помешала ворвавшаяся в их жизнь война. Конечно, он колебался, ведь отец ещё жив. Но все же решился сделать фильм, и сделать таким, каким, по его мнению, должно быть кино.

Арамея… От некогда цветущего сирийского города, шумевшего здесь 2000 лет назад, осталась пышная колоннада посреди пустыни. Из-за жары и изоляции от внешнего мира кажется, что время остановилось. Подобно миражу движется по изношенным временем камням молодая женщина, дрожащую тень отбрасывает овал ее шляпки. Она останавливается, опирается о колонну, снимает одну из туфель и растирает пятку. К ней подходит одетый в белый костюм и с черным кепи в руке военный, присаживается, берет ее ногу и начинает медленно гладить. Во всей сцене есть что-то бесконечно нежное. Однако именно в этот момент она говорит, что больше так не может, что уходит от него, что ее любовник здесь и ждет решения. Наступает гнетущая тишина.

«Снято…» – отдает шепотом команду Режи Варнье. Правда, после некоторого колебания. Похоже, ему было нелегко отрываться от только что отснятой эмоциональной сцены. Не он один испытывает такие чувства. Эмманюэль Беар и Даниэль Отей

144

направляются к приготовленным для них креслам. Оба хранят молчание. Находясь рядом, они остаются чужими друг другу. Вместе, но в то же время порознь, будто команда «снято» ничего не изменила, и сцена продолжается, а непредвиденное несчастье – крах их взаимоотношений – еще не осталось позади. Несколько позднее, когда сняли продолжение, в котором спокойствие, удивление и боль уступили место крикам, насилию и даже крови, они возвращаются под тень своего зонтика, крепко держась за руки и склонив головы, что-то нежно нашептывая друг другу, чтобы забыть о непоправимом и не допустить в жизни того, что произошло с их персонажами.

На этом не лишенном красоты и меланхолии фоне колоннад посреди пустыни, напоминающем о конце света, Режи Варнье, Эмманюэль Беар и Даниэль Отей проводят все последние дни съемок фильма «Француженка». Для осуществления проекта им пришлось за три месяца совершить путешествие из Германии в Сирию. Путь лежал через Нанси, Париж и Бретань. Путешествие вновь (спустя четыре года) собрало вместе партнеров по «Сердцу зимой».

Для режиссера очень личная история явилась лишь отправной точкой. В процессе работы Варнье менял имена и события, даты и места действий, придумывал новых персонажей… И через девять месяцев сценарий «Француженки» завершен. После свадьбы Луис отправляется на войну и попадает в плен. Он вернется только через пять лет. Жанна не сумеет его дождаться и сохранить верность. Однако это не помешает их новому сближению. Они попытаются воссоздать свое счастье на развалинах поверженного Берлина, но там на их долю выпадет еще больше несчастий, потому что Жанна повстречает молодого немца, перевернувшего ее жизнь. Образуется своеобразный любовный треугольник, в котором ни одна сторона не достигнет в полной мере осуществления своих желаний. Луис не допустит, чтобы Жанна оставила его, а она никогда не откажется от Матиаса, который хочет сделать ее своей супругой…

В процессе работы над сценарием перед глазами режиссера все время стояла Эмманюэль Беар. А когда пришла пора подыскивать ей партнера, автор решил, что самое лучшее – пригласить спутника жизни актрисы Даниэля Отея.

«Для меня лично этот фильм тоже является замечательным совпадением и прекрасным подарком, – говорит австриец Габриэль Барилли. известный писатель, режиссер и актер. – Читая сценарий, я сразу подумал о Даниэле и Эмманюэль. А во время нашей первой встречи в Вене я узнаю от Режи. что они буду сниматься в этом фильме! О лучшем я и не мог мечтать…»

145

Режи Варнье окружил себя командой преданных людей и больше всего стремится к тому, чтобы объектив камеры схватывал эмоции. И для этого все средства хороши. Лирические и не существующие в действительности планы, медленные съемки с движения или совсем простые приемы типа «точка – обратная точка» – используется все. Для достижения этой главной цели можно устроить для всей киногруппы просмотр знаменитой мелодрамы «Время любить, время умирать» Дугласа Сирка. Или прослушать фугу Баха прямо на съемочной площадке. Даже обругать кого-нибудь! Своим опытом, авторитетом и любовью к эмоциональным отношениям Режи создает на съемочной площадке собственное царство. И в создании атмосферы, всецело способствующей работе над фильмом, Варнье, по словам Трентиньяна, не имеет себе равных. Вы не найдете в его команде людей обманутых, издерганных или обиженных невнимательным к ним отношением. Актеры добровольно выполняют его требования, обнажая свои чувства перед камерой. «Конечно, мы были рады совместной работе, – рассказывал режиссер, – но никто из нас не предполагал, сколько сил, энергии и эмоций потребует этот фильм, но именно на это каждый втайне надеялся.»

Помимо удовольствия совместного путешествия. Беар и Отей имели счастливую возможность сыграть вместе, и, что интересно, боль сыгранных сцен доставляла им наслаждение. «Это первый фильм, – признается Беар, – в котором до такой степени совпали наши интересы… 10 лет живешь с человеком и вдруг обнаруживаешь совершенно нового актера: здесь Даниэль – сама свобода, сама смелость. Это по-настоящему волнует, потому что иногда кажется: происходящее – вовсе не игра.»

Отей того же мнения: «Впервые с тех пор, как снимаемся вместе, мы испытали невероятное взаимопроникновение, к которому даже не были готовы…»

Среди развалин Арамеи, при подготовке ключевой сцены, после которой ясно, что герои больше не расстанутся, Эмманюэль полностью вошла в образ: потерянный взгляд, влажные глаза, чувствуется, что она вся дрожит от эмоций и боли. Ее напряженное состояние сравнимо лишь с внешним спокойствием Даниэля, полностью контролирующего положение, но в то же время готового положиться на случай. И лишь иногда в его взгляде проскальзывает смятение – единственный признак внутренних переживаний.

Команда «Мотор!» – и уже нет двух актеров, а есть мужчина и женщина, биение сердец которых заполняет пространство пустыни.

Дамаск. Двор арабского дворца с фонтанами и мозаикой. «Снято!.. Примите мои сожаления и благодарности. Съемки завершены» – голос Режи Варнье дрожит от волнения. Он бросается в бассейн, следом за ним – Эмманюэль. Брызги, слезы, смех… Конец приключения под названием «Француженка».

Через неделю Эмманюэль Беар сменила образ Жанны на роль Соте в «Нелли и г-н Арно», Даниэль Отей взялся за осуществление проекта под названием «Разлука», Габриэль Барилли начал в Мюнхене работу над своим вторым фильмом, а Режи Варнье отправился в Сен-Клу, где его ожидали монтажный стол и километры пленки.

По материалам парижского корпункта «Видео-Асс»

146

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+