Гусар на крыше / Le hussard sur le toit (1995)

Гусар на крыше / Le hussard sur le toit (1995): постерПолнометражный фильм (номинация на «Сезар»).

Другие названия: «Всадник на крыше» (вариант перевода названия) / «The Horseman on the Roof» (международное англоязычное название).

Франция.

Продолжительность 135 минут.

Режиссёр Жан-Поль Раппно (номинация на «Сезар»).

Авторы сценария Жан-Поль Раппно, Нина Компанеец, Жан-Клод Каррьер по роману Жана Жионо.

Композитор Жан-Клод Пети (номинация на «Сезар»).

Оператор Тьерри Арбогаст (премия «Сезар»).

Также премию «Сезар» получили Пьер Гаме, Жан Гудье, Доминик Эннекен (звук).

Также на премию «Сезар» номинировались: Жак Руксель, Эцио Фригерио, Кристиан Марти (художники-постановщики), Ноэль Буассон (монтаж), Франка Скварциапино (художник по костюмам).

Жанр: приключенческий фильм, драма, мелодрама, военный фильм

Краткое содержание
Франция, 1832-й год. Анджело Парди (Оливье Мартинес), полковник итальянской армии, принимающий активное участие в национально-освободительном движении, скрывается от австрийских шпионов. Однако по пути на Родину его ждут неприятности гораздо серьёзнее. Прованс охвачен эпидемией азиатской холеры. Люди заражаются толпами, умирают быстро и в страшных муках, животные разносят заразу. Власти вводят строгий карантин, тем самым – провоцируя дополнительное недовольство населения… Судьба сводит Анджело с маркизой Полиной де Тэус (Жюльет Бинош), которой юноша вызывается помочь добраться до имения мужа (Пол Фримен).

Также в ролях: Изабель Карре (гувернантка), Франсуа Клюзе (врач), Жан Янн (разносчик книг), Пьер Ардити (месье Пейроль), Иоланда Моро (мадам Ригоар), Клаудио Амендола (Маджионари), Карло Чеччи (Джузеппе), Кристиана Коэнди (мадам Пейроль), Жак Серэ (старик), Натали Кребс (мадам Бартелеми), Лаура Мариони (Карла), Элизабет Маргони (жена фермера), в эпизоде Жерар Депардье (комиссар полиции, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 19.03.2021

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Гусар на крыше / Le hussard sur le toit (1995): кадр из фильма
Гусар сопровождает даму

Одноимённый (правда, чаще встречается перевод названия «Всадник на крыше») роман, изданный в 1951-м году, стал вторым из четырёх, повествующих о судьбе благородного Анджело Парди. Писатель рассказывал, что мечтал сочинить (по принципу «Человеческой комедии» Оноре де Бальзака) цикл из десяти крупных произведений, посвящённых нравам представителей всех слоёв общества. Нередко в связи с его творчеством всплывало и имя Стендаля. Однако лично у меня в процессе ознакомления с литературным первоисточником (причём чтение пришлось на пик карантина, введённого в первую волну заболеваний COVID-19, что дополнительно усилило впечатления) возникли совсем иные ассоциации. Известно, что под влиянием травматического опыта, полученного ещё в годы Первой мировой войны, Жионо превратился в убеждённого пацифиста – и что его деятельность вызвала массу вопросов после освобождения Франции от нацизма (правда, за пять месяцев пребывания в неволе официальное обвинение так и не было предъявлено). И историкам не составило труда доказать, что в изображении последствий эпидемии, охватившей Прованс, Жан вполне сознательно сгустил краски, выставив вспышку азиатской холеры разверзнувшимся на земле адом, где людская натура и раскрывается по-настоящему. Как и в «Чуме» /1947/ Альбера Камю1, образ заразной болезни приобретает символическо-иносказательные черты, пусть на сей раз подразумевается не столько борьба с фашизмом, сколько война как таковая.

Гусар на крыше / Le hussard sur le toit (1995): кадр из фильма
Любовь зарождается

Для Жана-Поля Раппно фильм стал совсем иным опытом костюмно-исторической постановки, чем легкомысленный «Повторный брак» /1971/ и даже «Сирано де Бержерак» /1990/. С одной стороны, конечно, немного досадно, что сценаристы в процессе адаптации не просто сократили текст (формат не позволял поступить иначе), а несколько сместили акценты. Но законы кинодраматургии и в самом деле, судя по всему, требовали усилить социально-политическую и романтическую составляющие – в ущерб живописанию тех подвигов (подвигов без малейшего преувеличения!), которые совершал Парди. Он отчаянно, самоотверженно, прекрасно отдавая себе отчёт в грозящей опасности, боролся за жизнь каждого, кому был ещё в силах помочь, не строя вместе с тем иллюзий относительно природы цивилизованных индивидов – и не сдаваясь в ситуации, казавшейся совершенно безвыходной. К счастью, пафос в целом точно передан в киноверсии – без уклона в натурализм. Некоторые эпизоды великолепны, в полной мере раскрывая талант режиссёра. Достаточно вспомнить кадры поспешного бегства комиссара полиции Маноска (в блистательном исполнении Жерара Депардье) или паники, охватившей представителей высшего света, вмиг потерявших самообладание, узнав, что Полина попала в город в обход заставы.

Гусар на крыше / Le hussard sur le toit (1995): кадр из фильма
Никогда не забудет встречу

Несложно понять сомнения Раппно, очень долго искавшего исполнителя заглавной роли и помимо прочего – не утвердившего голливудского кумира Киану Ривза, являвшегося поклонником романа. И в выборе Оливье Мартинеса, и особенно – в приглашении Жюльет Бинош чутьё не подвело Жана-Поля. Анджело и Полина заслужили право на любовь не меньше Тристана и Изольды – но и он, и она ни мгновения не сомневались, что не позволят себе совершить акт предательства, изменив соответственно революционным идеалам и торжественной клятве, данной супругу. Да, им приходится вертеться – и уже в названии (намекающем на ситуацию, когда бравый гусар вынужден скрываться от разъярённой толпы на крышах городских домов, в компании кошки) чувствуются нотки иронии. Однако личным примером герои доказывают: триумф человеческого духа – возможен. Возможен вопреки реальным бедам и творящемуся безумию, которое само по себе – хуже всякого катаклизма… Надо заметить, лента получила неплохое признание (в частности, в национальном прокате посещаемость составила 2,55 млн. зрителей, десятое место в сезоне), пусть итоговые кассовые сборы, оцениваемые в $23,2 млн., не позволили компенсировать производственные расходы порядка $26,8 млн. Это стало важным достижением в карьерах ведущих исполнителей, которые сумеют покорить и заокеанскую публику.

.

__________
1 – Между прочим, в 1992-м увидела свет экранизация Луиса Пуэнсо.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Самый дорогой французский фильм. Гусар на крыше // Видео-Асс PREMIERE. – 1994, № 22. – С. 56-57.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+