Хоббит: Пустошь Смауга / The Hobbit: The Desolation of Smaug (2013)
Другие названия: «Хоббит, часть 2» / «The Hobbit Part 2», «Туда и обратно, часть 2» / «There and Back Again Part 2» (информационные названия), «Хоббит: Часть 2» / «The Hobbit: Part 2» (рабочее название).
Новая Зеландия, США.
Продолжительность 161 минута (расширенная версия – 186 минут).
Режиссёр Питер Джексон.
Авторы сценария Фрэн Уолш, Филиппа Бойенс, Питер Джексон, Гильермо Дель Торо по роману Джона Рональда Руэла Толкина.
Композитор Говард Шор.
Оператор Эндрю Лесни.
На «Оскар» номинировались: Кристофер Бойес, Майкл Хеджес, Майкл Семэник, Тони Джонсон (сведение звука), Джо Леттери, Эрик Сэйндон, Дэвид Клейтон, Эрик Рейнольдс (визуальные эффекты), Брент Бёрдж, Крис Уорд (монтаж звука).
Жанр: приключенческий фильм, кинофантазия
Краткое содержание
Путешествие тринадцати гномов во главе с Торином Дубощитом (Ричард Армитидж) и примкнувшего к ним хоббита Бильбо Бэггинса (Мартин Фримен) продолжается. К сожалению, волшебнику Гэндальфу Серому (Иэн МакКеллен) приходится ненадолго оставить компанию. Товарищей по несчастью ждёт масса испытаний, прежде чем им удастся пробраться в чертоги, где безраздельно властвует могущественный дракон Смауг (Бенедикт Камбербэтч, озв.).
Также в ролях: Кейт Бланшетт (Галадриэль), Орландо Блум (Леголас Зелёный Лист), Эванджелин Лилли (Тауриэль), Кен Стотт (Балин), Джеймс Несбитт (Бофур), Питер Хэмблтон (Глоин, отец Гимли), Марк Хэдлоу (Дори), Джед Брофи (Нори), Эйдан Тёрнер (Кили), Дин О’Горман (Фили), Грэм Мактавиш (Двалин), Джон Каллин (Оин), Стивен Хантер (Бомбур), Адам Браун (Ори), Уильям Кирхер (Бифур), Сильвестр МакКой (Радагаст Бурый) Бенедикт Камбербэтч (также: Некромант, озв.), Ли Пейс (Трандуил), Микаэль Персбрандт (Беорн), Люк Эванс (Бард Лучник / Гирион), Стивен Фрай (Бургомистр Эсгарота), Ману Беннетт (Азог), в эпизодах Питер Джексон (прохожий), Кейти Джексон (девушка за стойкой), Стивен Колберт (лазутчик), Ройд Толкин (без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 09.03.2021
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Вторая часть «Хоббита», получившая тревожный подзаголовок «Пустошь Смауга», увы, с ещё большей очевидностью, чем «Нежданное путешествие», подтвердила, что повторного триумфа Питеру Джексону не видать как своих ушей. Имеются в виду вовсе не коммерческие показатели: сформировавшаяся армия поклонников (включая преданных толкинистов, исчисляемых по планете, наверное, сотнями тысяч), разумеется, обеспечила впечатляющие кассовые сборы1. Мало того, счастливая идея поведать в формате новой трилогии о событиях, изложенных в сравнительно небольшой по объёму книжке, с этой точки зрения – себя полностью оправдала (и позволила компенсировать несколько «провальных» проектов Питера). Но о том, чтобы рассчитывать на стабильно растущий энтузиазм, как это произошло с триединым «Властелином колец» /2001—03/, не могло идти речи! Раз уж технические номинации на премию «Оскар» остались нереализованными, какой смысл мечтать о победоносном «возвращении короля»?! А между тем лично мне приквел понравился даже больше оригинала.
Если начало славных странствий Бильбо местами ещё могло вызвать кое-какие нарекания, то продолжение его скитаний – здорово приковывает внимание, заставляя (в том числе тех, кто знаком с событиями литературного первоисточника) следить за развитием сюжета, что называется, с замиранием сердца. Команде кинодраматургов, к которым вновь присоединился Гильермо Дель Торо (Джексон не уступил коллеге право осуществить постановку), удалось мастерски выстроить повествование, продемонстрировав блестящее знание законов драматургии. Особенно впечатляет кульминационное сражение со Смаугом, играющим с незваным гостем в кошки-мышки, а затем – спешно пытающимся разделаться с храбрецами скопом. Пожалуй, со времён злоключений спилберговского Индианы Джонса в Храме судьбы кинематографистам не удавалось так ловко обыграть замкнутое пространство пещер, где огнедышащий дракон чувствует себя как рыба в воде, не желая расстаться и с жалкой золотой монетой, не говоря уже об Аркенстоне. Отдадим должное и Бенедикту Камбербэтчу, не только одарившему хранителя сокровищ своим голосом (вероятно, обработанным саунд дизайнерами для придания большей инфернальности), но и постаравшемуся учесть уроки Энди Серкиса – соединить речь с пластикой. Актёр охотно рассказывал, как изучал повадки игуан и комодских варанов в лондонском зоопарке.
Впрочем, и до встречи со Смаугом треволнений выпало с лихвой. Бэггинсу со товарищи не удаётся сделать ни шага, чтобы не попасть в очередной переплёт, из которого выберется далеко не каждый. То гигантские пауки, то недружественно настроенные, традиционно недолюбливающие гномов эльфы, то алчный бургомистр Эсгарота (превосходное перевоплощение Стивена Фрая!) – от каждого жди неприятностей. И это – не считая орд орков, преследующих по пятам. Питер Джексон добивается филигранного сочетания авантюристических мотивов и юмора, высокого пафоса и эпического дыхания. Судьбы целых народов и королевств зависят от мужества горстки храбрецов, при этом Бильбо (да и, прямо скажем, не он один) параллельно ведёт неустанную борьбу с самим собой, напрягая волю всякий раз, когда вынужденно надевает Кольцо Всевластия. Одолеть врагов в открытом противоборстве – ещё не всё. Не меньших усилий требует схватка на ментальном уровне. Режиссёр замечательно почувствовал эту особенность прозы писателя, который, не нарушая провозглашённых законов фэнтези (и активно используя богатейшее мифологическое наследие разных народов), увлекательно рассказывал о самой природе человека. Новейшие же технологии, освоенные в процессе съёмок, помогли донести идеи как можно более полно и впечатляюще, практически без изъятий.
.
__________
1 – Примерно $958 млн. в общемировом прокате (при бюджете порядка $217-260 млн.), что обеспечило картине четвёртое место по итогам сезона.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий