Игрушка / Le jouet (1976)

Игрушка / Le jouet (1976): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Игрушка» / «The Toy» (международное англоязычное название).

Франция.

Продолжительность 95 минут.

Режиссёр Франсис Вебер.

Автор сценария Франсис Вебер (номинация на «Сезар»).

Композитор Владимир Косма.

Оператор Этьен Бекер (номинация на «Сезар»).

Также на «Сезар» номинировался Бернар Эвейн (художник-постановщик).

Жанр: комедия, драма

Краткое содержание
Безработный журналист Франсуа Перрен (Пьер Ришар), не знающий, как выплатить кредит банку, искренне рад появившемуся шансу получить место в редакции парижского журнала France Hebdo. Главный редактор, месье де Бленак (Жак Франсуа), честно предупреждает нового сотрудника, что печатным изданием руководит лично владелец — Пьер Рамбаль-Коше (Мишель Буке). Франсуа и фотографу (Шарль Жерар) дают задание — написать репортаж о большом магазине детских игрушек. Там Перрена замечает Эрик (Фабрис Греко), избалованный сын магната, который озвучивает странное желание — чтобы ему купили этого нескладного на вид незнакомца. Мало того, упаковали и доставили, как обычно делают с подарками…

Также в ролях: Мишель Омон (директор магазина игрушек), Даниэль Чеккальди (домовладелец), Жерар Жюньо (Пинье), Сюзи Дайсон (мадам Рамбаль-Коше), Мишель Санд (Николь Перрен), Ив Барсак (Робер).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 01.05.2023

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Игрушка / Le jouet (1976): кадр из фильма
Человек как игрушка

Франсис Вебер определённо не посрамил своих родственников (и папу с мамой, и дядю Сержа, и двоюродного дедушку Тристана Бернара), тоже добившись впечатляющих результатов на ниве сочинительства, причём на удивление быстро и легко. Мало того, остаётся искренне поблагодарить судьбу за то, что успех кинопроизведений, снятых по его сценариям (и пьесам), вдохновил этого разносторонне одарённого художника попробовать себя в режиссуре. Не сказать, чтобы «Игрушка» сразу стала сенсацией. Фильм прошёл в национальном кинопрокате достойно (собрал аудиторию в 1,2 млн. человек), но не более того; по иронии судьбы, у другой придуманной Франсисом комедии с Пьером Ришаром, «Дальше некуда» /1976/, посещаемость оказалась даже повыше. В Советском Союзе массовый зритель встретил картину теплее (25,8 млн. проданных билетов в сезоне 1978-го), но, если сделать поправку на масштаб, всё-таки ненамного. Тем не менее со временем лишь сильнее укрепляешься во мнении, что дебютная постановка так и осталась вершинной в творчестве Вебера. Возможно, лента не заставит смеяться столь же громко и безудержно, как «Невезучие» /1981/ или «Ужин с придурком» /1998/, зато – обладает потрясающим свойством, погружая в глубокие размышления о природе буржуазного общества и о судьбе конкретного индивида.

Игрушка / Le jouet (1976): кадр из фильма
С другом играть веселее

В первую очередь покоряет, безусловно, мастерство кинодраматурга, не допускающего ничего лишнего или необязательного. Если месье Перрен знакомится в магазине игрушек с живым индейцем, доставленным из Соединённых Штатов специально для того, чтобы стоять на потеху местным детишкам (то есть, по сути, исполнять функции живого манекена), то самому Франсуа, которого Эрик предпочитает звать Жюльеном, придётся облачиться в костюм ковбоя. И познать ещё больше унижений!.. Экспозиция длится аккурат столько, чтобы мы прониклись бедственным положением безработного журналиста и хорошенько узнали характер Пьера Рамбаля-Коше (одна из лучших ролей Мишеля Буке). Магнат, наняв в огромном количестве подхалимов, обожает рассуждать о том, что редакция журнала является дружной семьёй, но на самом-то деле – в упор не видит людей вокруг: вспомним, как вместо того, чтобы ближе сесть на стуле, он придвигает длинный стол к себе, нимало не заботясь о чьём-либо удобстве. Такому ничего не стоит уволить сотрудника за сущий пустяк – становящиеся влажными от волнения руки1. Положение вещей таково, что толстосум раз за разом убеждается: нет ничего, что не продаётся за деньги, в крайнем случае – за солидные деньги. А коли так, нужно и дальше методично покупать всё – вплоть до привязанности отпрыска. И можно не задумываться о мелочах вроде попрания достоинства личности…

Игрушка / Le jouet (1976): кадр из фильма
Франсуа как учитель

Разумеется, режиссёр-сценарист прав, аккуратно подводя к выводу, что в жизни ситуация сложнее и тоньше, чем представляется. При пристальном рассмотрении мотивация Эрика оказывается далеко не однозначной. Между прочим, Ришар позже признался журналистам, каким моральным испытанием стало погружение в предлагаемые обстоятельства, живо напомнившее отношения с собственным родителем. На поверку подросток совершает хулиганские поступки не из каприза, а в отчаянной надежде хоть таким способом заставить папу проявить истинные чувства, которые не заменить дорогущими развлечениями2. И это при том, что месье Рамбаль-Коше вынужден бороться за отпрыска с бывшей супругой, располагая всего месяцем в году, от чего явно не в восторге новая благоверная богача. Перрен, долго страдавший из-за того, что вынужден мириться с обидами из страха вновь лишиться работы (и продолжать сидеть на шее у супруги-машинистки), набиравшийся мужества уйти, громко хлопнув дверью, постепенно – осознаёт нечто более существенное. И с какого-то момента начинает борьбу за душу ребёнка, которого пока не поздно перевоспитать, донеся элементарные гуманистические идеи – понятия справедливости, долга, чести, наконец, подлинной человеческой любви. Игра в журналистику (и не просто в журналистику – в журналистику левого толка, с бескомпромиссным разоблачением отдельно взятого капиталиста) приносит поразительные плоды! Эрик находит в Франсуа (отныне – Франсуа, не Жюльене) не просто верного друга, а настоящего отца. Парадоксальный финал трогателен до слёз, и сентиментальный музыкальный мотивчик Владимира Косма ещё долго по завершении сеанса навевает светлую грусть.

.

__________
1 – Намёк на попавший в прессу подлинный инцидент, имевший место с промышленником и политиком Марселем Дассо.
2 – Помимо прочего отмечаешь, как много в просторной детской комнате фигурок персонажей из американских комиксов.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Лындина Эльга. Пьер Ришар: Смех сквозь пули // Видео-Асс Премьер. – 1997, № 35. – С. 22-23.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+