История Дзатоити / Zatôichi monogatari (1962)

История Дзатоити / Zatôichi monogatari (1962): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Рассказ Дзатоити» / «Рассказ Дзатойчи» / «Рассказ о Дзатойчи» / «Рассказ о слепом самурае» (варианты перевода названия), «История Дзатоити» / «座頭市物語» (Япония) / «The Tale of Zatoichi» (международное англоязычное название), «Дзатоити: Жизнь и воззрения массажиста Ити» / «Zatoichi: The Life and Opinion of Masseur Ichi» (Япония: англоязычное название), «Дзатоити 1» / «Zatôichi 1» (Япония: информационное название).

Япония.

Продолжительность 96 минут.

Режиссёр Кэндзи Мисуми.

Автор сценария Минору Инудзука по рассказу Кана Симодзавы.

Композитор Акира Ифукубэ.

Оператор Тикаси Макиура.

Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, драма

Краткое содержание
Люди Сукэгоро (Эидзиро Янаги) поначалу возмущены тем, что незрячий незнакомец ловко обманул их в игре в кости (тё-ха бакути), и уже намерены расправиться с калекой. Однако босс рассказывает, что лично пригласил Дзатоити (Синтаро Кацу) погостить у себя, восхищённый искусством владения мечом этого массажиста и костоправа, который был вынужден ступить на кривую стезю. Сукэгоро надеется на помощь гостя в намечающейся войне с конкурирующей бандой Сигэдзо (Рюдзо Симада).

Также в ролях: Масаё Банри (Отанэ), Хадзимэ Митамура (Хандзи), Сигэру Амати (Мики Хиратэ), Титосэ Маки (Ёси, жена Хандзи), Икуко Мори (Оютака, жена Сигэдзо), Тосио Тиба (Масакути), Манабу Морита (Сэйсукэ).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 07.01.2022

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

История Дзатоити / Zatôichi monogatari (1962): кадр из фильма
Знает подход к людям

Дзидайгэки пользовались в Стране восходящего солнца неослабевающим спросом, начиная с момента зарождения национальной киноиндустрии. Жанр переживал разные периоды, а наивысшего расцвета достиг, пожалуй, в первой половине 1960-х. Во всяком случае это касается такой специфической разновидности, как тямбара – фехтовальные фильмы, чаще для простоты именуемые самурайскими боевиками. Именно тогда появились на свет немеркнущие шедевры «Телохранитель» /1961/ Акиры Куросавы и «Харакири» /1962/ Масаки Кобаяси, и примерно в то же самое время на кинополотне впервые возник образ Дзатоити, которому было суждено стать героем одного из самых долгоиграющих японских киносериалов. Судя по всему, успех складывающейся медиафраншизы (воспользуемся англоязычным термином, вполне здесь уместным) шёл по нарастающей. Если первая и вторая картины1 заметно уступили по посещаемости конкурентам, то, допустим, семнадцатая – попадёт в перечень десяти самых кассовых местных кинопроизведений в сезоне 1967-го. Постепенно слава слепца, ловко управляющегося с мечом, достигла других регионов Азии, следом – Европы и Северной Америки.

История Дзатоити / Zatôichi monogatari (1962): кадр из фильма
Можно ли его купить?

Кэндзи Мисуми, в отличие от упомянутых выше именитых коллег, обладал репутацией, скорее, удачливого ремесленника, сохранявшего верность Daiei – не принявшего выгодного предложения более крупной кинокомпании Toei. Как результат, успех киноцикла нередко приписывали писателю Кану Симодзаве, чьё творчество, к слову, кинематографисты открыли для себя ещё на излёте «великого немого», или Синтаро Кацу. И актёр действительно очень выразителен, воплощая образ настоящего человека-загадки, который отсутствие зрения2 компенсирует тонким слухом, обонянием и, разумеется, острым умом. На встречных-поперечных Дзатоити производит обманчивое впечатление беззащитного калеки, которого проще пареной репы обвести вокруг пальца, а при необходимости – заставить умолкнуть навеки. Но уже людям Сигэдзо несказанно повезло, что босс успел поведать о том, чему стал свидетелем. Лишь такой проницательной личности, как ронин Мики Хиратэ, под силу сразу понять, что незнакомец является чрезвычайно опасным противником, сколько бы ни прикидывался скромным анма (так японцы называют специалистов по массажу и акупунктуре), странствующим по свету в поисках лучшей доли.

История Дзатоити / Zatôichi monogatari (1962): кадр из фильма
Всех слышит, никто не уйдёт!

При желании в ленте Мисуми несложно обнаружить переклички с выдающимися работами Куросавы и Кобаяси: Дзатоити держится с сильными мира сего независимо, не отказывая впрямую хозяину принять участие на его стороне (за высокую плату в восемь рё), но явно ведя собственную линию. В долгожданном сражении двух влиятельных преступных кланов проигрывают, по сути, оба местных якудза, понёсших серьёзный урон и морально униженных чужаком. Вместе с тем Кэндзи и сценарист Минору Инудзука привносят в историю не просто дополнительную остроту, но и нотки трагизма, уделяя особое внимание отношениям незрячего фехтовальщика с ронином, который, даже умирая от чахотки, с честью и достоинством исполняет долг воина. Отношениям, завершающимся напряжённой дуэлью… Режиссёр не любил распространяться о том, что пережил на войне и позже – в советском плену, где провёл два с половиной года, однако это косвенно объясняет обличительный пафос развязки. И его талант удостоился всё же высокой оценки Синтаро, отличавшегося крайне сложным нравом, если «звезда» продолжит сотрудничество с постановщиком и на картинах про Дзатоити, и на другом громком проекте – «Меч отмщения» /1972/, где выступит продюсером, подарив ведущую партию старшему брату Томисабуро Вакаяме.

.

__________
1 – Выпущены в кинопрокат в один год, соответственно в апреле и октябре.
2 – Впрочем, под занавес – в процессе гневного разговора с нанимателем – он открывает глаза, роняя зёрна сомнения: а не притворна ли слепота?

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+