Извне / From Beyond (1986)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «С того света» / «Из глубин мироздания» (варианты перевода названия), «Извне» Г.Ф. Лавкрафта» / «H.P. Lovecraft’s From Beyond» (полное название).
США.
Продолжительность 86 минут (режиссёрская версия без рейтинга; прокатная версия – 80 минут).
Режиссёр Стюарт Гордон.
Автор сценария Деннис Паоли по рассказу Говарда Филлипса Лавкрафта, авторы адаптации Брайан Юзна, Деннис Паоли, Стюарт Гордон.
Композитор Ричард Бэнд.
Оператор Мак Альберг.
Жанр: фильм ужасов, научная фантастика
Краткое содержание
Полиция арестовывает доктора Кроуфорда Тиллингаста (Джеффри Комбс) – ассистента доктора Эдварда Преториуса (Тед Сорел) в экспериментах с прибором под названием Резонатор, стимулирующим активность мозжечка. Ему никто не верит, что в смерти пожилого учёного повинно существо, вынырнувшее в ходе опыта из параллельного измерения, однако женщина-психиатр Кэтрин МакМайклс (Барбара Кэмптон) убеждает детектива Буббу Браунли (Кен Фори) позволить ей проверить версию. Решение оказывается роковым…
Также в ролях: Кэролайн Пёрди-Гордон (доктор Блох), Банни Саммерс (соседка), Брюс МакГуайер (Джордан Филдс), Дел Рассел (водитель «скорой помощи»), Дейл Уайетт (врач в «скорой помощи»), Карен Кристенфельд (медсестра), в эпизоде Альберт Бэнд (пьяница, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 26.03.2018
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
«Реаниматор» /1985/, как известно, не пользовался особым спросом у публики в кинотеатрах, однако принёс неплохую прибыль благодаря видео, где получил «культовый» статус. Это натолкнуло Стюарта Гордона на смелую идею выпустить несколько экранизаций прозы Говарда Филлипса Лавкрафта – подобно тому, как примерно четвертью века ранее Роджер Корман вынес на суд зрителей цикл киноверсий произведений Эдгара Аллана По. И надо отдать должное прозорливости кинодраматурга Денниса Паоли, остановившего выбор на рассказе, написанном ещё в 1920-м, опубликованном в июне 1934-го (Том 1, № 10 журнала The Fantasy Fan). Кинодраматург, думается, верно уловил замысел писателя, вторгнувшегося на территорию Мэри Шелли1 – но привнёсшего в художественно осмысленную предшественницей тему (опасность, таящаяся в научных открытиях) ощущение излюбленного космического ужаса. Взрывоопасное сочетание!
Подобные утверждения могут показаться чересчур пафосными применительно к фильму ужасов «независимой» кинокомпании, не скрывавшей коммерческих целей. Стюарт и продюсеры (в их числе был, естественно, и Брайан Юзна) даже решили провести съёмки в Италии, где сумели уложиться в $4,5 млн., притом что в США ушло бы, по оценкам режиссёра, минимум втрое больше. Но результат, несмотря на скромные кассовые сборы ($1,26 млн.), оказался всё же впечатляющим. И дело не только в использовании сложных комбинированных съёмок, изощрённого грима и специальных эффектов, особенно – в кадрах «преображения» Преториуса, вошедшего во вкус существования по ту сторону, в насилии и хаосе, и постепенно утрачивающего человеческий облик. Гордону, безусловно, не откажешь в таланте и высоком профессионализме – и в части поддержания напряжения, и в плане работы с актёрами. Выигрышная партия вновь досталась Джеффри Комбсу, но и Барбара Крэмптон выглядит психологически убедительной, а не только сексапильной – превращающейся из интеллигентной исследовательницы в женщину-вамп. Но кинематографисты вправе гордиться и большим.
Те, кто не испытывают предубеждений против американских хорроров, должны, думается, высоко оценить усилия создателей. Заявленный Лавкрафтом мотив опасности проникновения в запредельные сферы (в общем-то неважно, благодаря чему: случайному открытию, мистическим практикам или целенаправленным научным изысканиям) не низводится до спекулятивного уровня. Грубо говоря, не служит предлогом для введения в действие монстров (появляющихся, соответственно, извне) и демонстрации отвратительных трансформаций организма самого Тиллингэста… Всё это – лишь внешние, поверхностные приметы, позволяющие составить косвенное представление о трансцендентных сферах, куда простому смертному путь заказан. Разум, предупреждают авторы, не в силах вынести картины творящегося в глубинах мироздания – и даже в безднах подсознания. В индивиде с неотвратимостью пробуждаются низменные инстинкты (старый развратник Эдвард – показательный пример), и нарушение границы между мирами грозит обернуться катастрофой планетарного, а то и вселенского масштаба. Данная сторона впечатляет сильнее всего и по-прежнему сохраняет актуальность, в известной мере уберегая ленту с ёмким, исчерпывающе точным заголовком от устаревания – вне зависимости от сугубо технических наработок.
.
__________
1 – Хотя фигура доктора Преториуса, названного «в честь» зловещего наставника Виктора Франкенштейна, была введена, по сути, в киноверсии.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий