Франкенштейн Мэри Шелли / Frankenstein (1994)

Франкенштейн Мэри Шелли / Frankenstein (1994): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Франкенштейн» / «Frankenstein» (вариант перевода названия), «Франкенштейн Мэри Шелли» / «Mary Shelley’s Frankenstein» (международное англоязычное название).

США, Япония.

Продолжительность 123 минуты.

Режиссёр Кеннет Брана.

Автор сценария Стеф Леди, Фрэнк Дарабонт по роману Мэри Шелли.

Композитор Патрик Дойл.

Оператор Роджер Прэтт.

Жанр: драма, фильм ужасов, мелодрама, научная фантастика

Краткое содержание
Виктор Франкенштейн (Кеннет Брана) обещает Элизабет Лавенца (Хелена Бонем Картер), осиротевшей в детстве и удочерённой его отцом-бароном (Иэн Холм), что они непременно поженятся. Однако прежде юноше предстоит получить образование. В университете Виктор, не разделяющий мнение современных учёных, не воспринимающих всерьёз наследие Парацельса, Альбера Великого и Агриппы Неттесгеймского, узнаёт, что профессор Вальдман (Джон Клиз) ставит смелые опыты, изучая воздействие электрического тока на мёртвые ткани. Франкенштейн загорается идеей сотворения живого человека из фрагментов тел скончавшихся людей. Его эксперимент увенчивается успехом: на свет появляется Существо (Роберт Де Ниро), обладающее невероятной физической силой, способное чувствовать, мыслить, говорить…

Также в ролях: Том Халс (Анри Клерваль), Айдан Куинн (капитан Роберт Уолтон), Ричард Брайерс (дедушка), Роберт Харди (профессор Кремп), Селия Имри (миссис Мориц), Тревин МакДауэлл (Жюстина), Джерард Хоран (Клод), Марк Хэдфилд (Феликс), Джоанна Рот (Мэри), Саша Ханау (Мэгги), Хью Бонневилль (Шиллер), Рори Дженнингс (юный Виктор), Кристина Кутталл (юная Жюстина), Ханна Тэйлор Гордон (юная Элизабет), Джимми Юилл (Григори), в эпизоде Патрик Дойл (дирижёр оркестра на балу, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 05.02.2016

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Франкенштейн Мэри Шелли / Frankenstein (1994): кадр из фильма
Из тьмы

Возможно, в резких высказываниях Фрэнсиса Форда Копполы о ленте превалировала личная обида. После шумного успеха «Дракулы» /1992/ он некоторое время подумывал самостоятельно экранизировать другой легендарный роман, являющийся одним из неиссякаемых источников вдохновения для творцов фильмов ужасов. Решившись же доверить постановку более молодому, но уже успевшему зарекомендовать себя (в первую очередь – блистательными киноверсиями шекспировских произведений, хотя можно вспомнить и отличный нео-нуар «Умереть заново» /1991/) кинематографисту, мэтр не избежал серьёзных творческих разногласий. В частности, режиссёр отказался сокращать вступительную часть, показавшуюся продюсеру слишком подробной и затянутой… Однако Кеннет Брана изначально находился в менее выгодном положении, чем именитый коллега, поскольку «Франкенштейн, или Современный Прометей» заметно превосходит по художественным достоинствам произведение Брэма Стокера. Кинодраматурги Стеф Леди и Фрэнк Дарабонт балансировали, хочется сказать, на лезвии бритвы, с одной стороны стараясь максимально подробно следовать сюжетно-фабульным перипетиям первоисточника, но с другой – так представить события, чтобы те идеи Мэри Шелли, которые сегодня видятся устаревшими, всё-таки прозвучали убедительно. Авторы действительно заслужили право утверждать, что их киноверсия ближе всего к оригиналу – даже при очевидных для киноманов заимствованиях из ряда экранных адаптаций1, прочитываемых данью уважения предшественникам.

Франкенштейн Мэри Шелли / Frankenstein (1994): кадр из фильма
Бедное создание

В первую очередь покоряет то, как тонко Кеннет чувствует миросозерцание поборников романтизма, делая упор на воистину богоборческий характер экспериментов своего героя – исследователя, отметающего постулаты современной (то есть подчинённой задачам и ограничениям Просвещения) науки, дерзающего продолжить искания алхимиков и мистиков прошлого. Причём в конце XX столетия предостережение об опасностях, подстерегающих всякого, кто ступил на этот сомнительный путь и забрёл в тупик, звучит ещё страшнее. Одержимо рвущийся к Северному полюсу капитан Уолтон, едва не сгубивший себя и команду, склонен считать встреченного во льдах Арктики Франкенштейна сумасшедшим, будучи не в силах поверить в услышанное, – и лишь явление существа, раздираемого отчаянием при виде умершего создателя (родителя!) заставляет одуматься. Роберт Де Ниро, невзирая на сложный многослойный грим, изуродовавший облик, завораживающе передаёт силу эмоций (от ненависти к жестокому человечеству до… неутолённой жажды любви), о которой персонаж рассказывает Виктору, предупреждая, что готов на жуткие поступки, если тот не согласиться пойти навстречу. Кульминация противостояния приходится на оживление учёным убитой монстром – в брачную ночь! – супруги (не эти ли душераздирающие кадры пленили Тима Бёртона, позже избравшего Хелену Бонем Картер музой?!), предпочитающей сгинуть в пламени, а не влачить жалкое существование… Если судить по коммерческим результатам картины в национальном прокате, где кассовые сборы составили $22 млн. – чуть меньше половины производственного бюджета ($45 млн.), придётся согласиться с правомочностью требований Копполы. Не помогла и изощрённая, дорогостоящая рекламная кампания! Однако за пределами США «Франкенштейн Мэри Шелли» получил горячий приём, принеся около $90 млн. – и заслужив в целом лестные (вплоть до восторженных) отзывы. По-моему, это закономерно.

.

__________
1 – От ранней короткометражки «Франкенштейн» /1910/ до телефильма «Франкенштейн» /1992/, не исключая и знаменитую дилогию Джеймса Уэйла.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Самонов Георгий. Драма Франкенштейна // Видео-Асс Экспресс. – 1995, № 32. – С. 10-11.
Г.С. Франкенштейн жив! // Видео-Асс Экспресс. – 1995, № 32. – С. 28.
Кудрявцев С. Франкенштейн Мэри Шелли // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 26. – С. 22.
Рейзен О. Милый монстр // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 27. – С. 50-52.
Кеннет Брэна: миссия выполнима? // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 27. – С. 53-57.
Лавров Сергей. Московский рейтинг // Видео-Аcc Премьер. – 1995, № 31. – С. 93.
Зуева Ксения. Роберт Де Ниро. А в ответ тишина… // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 32. – С. 157.
Лавров Сергей. Лидеры и аутсайдеры американского проката // Видео-Асс Премьер. – 1996, № 33. – С. 112-113.

Материалы о фильме (только тексты)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+