Как украсть миллион / How to Steal a Million (1966)
Другие названия: «Как украсть миллион» Уильяма Уайлера» / «William Wyler’s How to Steal a Million» (полное название), «Восход Венеры» / «Venus Rising» (рабочее название).
США.
Продолжительность 123 минут.
Режиссёр Уильям Уайлер.
Автор сценария Гарри Кёрниц по сюжету Джорджа Брэдшоу.
Композитор Джон Уильямс.
Оператор Чарльз Лэнг.
Жанр: комедия, криминальный фильм, мелодрама
Краткое содержание
Николь (Одри Хепбёрн), дочь парижского миллионера Де Сольни (Шарль Буайе), втайне промышляющего подделкой живописных полотен великих мастеров, обращается за помощью к Саймону Дермотту (Питер О’Тул), которого сама поймала за… попыткой хищения одной из картин. Чтобы спасти от разоблачения отца девушки, они должны выкрасть с выставки изобразительного искусства в Лувре статуэтку Венеры работы скульптора Челлини — один из «шедевров» фамильной коллекции.
Также в ролях: Хью Гриффит (Шарль Боннэ), Илай Уоллак (Дэвис Лиланд), Фернан Гравей (Грамон), Марсель Далио (сеньор Паравидео), Жак Марен (начальник стражи), Эдвард Малин (страховой агент), Роже Тревиль (аукционер), Мусташ (охранник), Бёрт Бертрам (Марсель).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 09.09.2023
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Прямо-таки не верится, что в самих США фильм не только не попал в число лидеров сезона, но и по факту – был отнесён к коммерческим неудачам. Кассовые сборы в Северной Америке даже не позволили компенсировать производственные затраты (прокатная плата составила $4,4 млн.), вылившиеся в кругленькую сумму – $6 млн.! Это, подозреваю, порядочно шокирует изрядное количество отечественных зрителей, с огромным энтузиазмом встретивших картину в советском прокате и не пропускавших, кажется, ни одного её телевизионного показа. А кроме того, может послужить некоторым укором заокеанской публике, не оценившей в должной мере несомненный потенциал ленты – и не только развлекательный, но и эстетический.
Сложно переоценить вклад, который внёс многоопытный и одарённый кинодраматург Гарри Кёрниц, вдохновившийся рассказом «Восход Венеры» Джорджа Брэдшоу и уже бывший причастным к появлению ряда славных детективных комедий1. Дело не в одной лишь беспроигрышной ситуации, порождающей комический эффект самим набором сюжетных предпосылок. Мультимиллионер страдает от художественных амбиций, которые способен реализовать не иначе, как в криминальном промысле. Его дочь почти сразу начинает питать романтические чувства к грабителю, пойманному на месте преступления – в собственном роскошном доме. Да и сам преступник, вовсе не являющийся преступником, оказывается, как несложно догадаться, не в силах устоять перед очарованием изящной Николь, обращающейся с весьма щекотливой просьбой, утаивая истину… Не менее забавна и логика развёртывания событий, кажущихся ещё смешнее благодаря как обыгрыванию ярких деталей2, так и – по-настоящему остроумным диалогам. Во всём этом, наверное, и не было равных живому классику, пожилому Уильяму Уайлеру, с одной стороны хранившему верность традициям золотого века Голливуда, с другой же – словно вспомнившему о собственном происхождении. Он родился в Эльзасе (в местечке Мюльхаузен), входившем в состав Германии, но вскоре – ставшем частью Франции.
И всё-таки едва ли кто-то возьмётся спорить с тем, что ни о каком успехе картины не могло бы идти речи без идеально подобранного «звёздного» тандема. Уайлер, между прочим, намеревался вновь свести вместе Одри Хепбёрн и Грегори Пека – но в итоге решил, что для совсем иных, парижских «каникул» лучше пригласить в пару Питера О’Тула, истинно английского джентльмена (ирландского происхождения). Вора-джентльмена, быстро смекающего, как именно можно украсть миллион и, главное, жить после этого счастливо, не поддавшись проснувшимся мелкоуголовным наклонностям.
.
__________
1 – Достаточно упомянуть такие своего рода шедевры, как «Свидетель обвинения» /1957/ Билли Уайлдера и «Выстрел в темноте» /1964/ Блейка Эдвардса.
2 – Например, бутылка со спиртным, к которой периодически прикладывается охранник в исполнении французского комика Мусташа и которой суждено… занять место статуэтки.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Добавить комментарий